Фото Reuters
Сегодня британское правительство представит в парламент билль о терроризме. Он значительно расширяет полномочия служб безопасности и полиции, позволяет им изымать паспорта у лиц, которые отправляются на войну или возвращаются с нее. Провайдеры Интернета будут обязаны хранить адреса пользователей и раскрывать их имена по требованию властей. Применение закона может вызвать протесты правозащитников.
Перед опубликованием законопроекта министр внутренних дел Тереза Мэй раскрыла его содержание, выступив с докладом перед экспертами в области обороны и безопасности в Лондоне. Из ее слов следует, что самая серьезная угроза для безопасности Соединенного Королевства исходит не от внешнего, а от внутреннего врага. Имеются в виду затаившиеся в Британии приверженцы идеологии джихада. Некоторые из них собираются выехать в Сирию и Ирак, другие, получив боевой опыт, вернулись оттуда.
В 2005 году самоубийцы совершили серию взрывов в общественном транспорте Лондона. Только благодаря бдительности правоохранителей удалось избежать повторения трагедии. Как сказала министр, с тех пор было предотвращено 44 серьезных теракта. 138 человек было приговорено судами к тюремному заключению. 217 человек получили отказ на въезд в Британию на том основании, что это «противоречило бы общественным интересам».
Замыслы у заговорщиков были нешуточными. Они планировали взорвать Лондонскую фондовую биржу, сбить самолеты и устроить бойню наподобие той, что боевикам из Пакистана удалось учинить в 2008 году в индийском мегаполисе Мумбаи.
Помощник комиссара Скотленд-Ярда Марк Роули говорит, что экстремизм – плод, выращенный на местной почве. Эти люди превращаются в радикалов благодаря социальным сетям. Под влиянием пропаганды они становятся «идейными бойцами, готовыми совершать убийства».
В нынешнем году уровень опасности был поднят с «существенного» до «сурового», то есть до второй сверху шкалы. Это означает, что атака «в большой степени вероятна». 500–600 британцев отправилось воевать. Как полагают, половина из них вернулась домой.
Новый закон даст возможность правительству аннулировать паспорта тех подозреваемых, кто находится за границей. Приехать обратно в Британию они смогут только в том случае, если выполнят определенные требования властей. Компании – провайдеры Интернета и сотовой телефонной связи будут обязаны сообщать полиции, кто пользовался компьютером или телефоном в конкретное время.
Билль затрагивает и университеты, которые в течение многих столетий пользовались особыми правами, защищавшими от произвола властей. Теперь этими вольностями придется поступиться. Министр внутренних дел сможет запрещать ораторам-экстремистам использовать университетскую трибуну.
В беседе с «НГ» член Королевского института международных отношений в Лондоне Константин Эггерт отметил, что «угроза со стороны мусульманских террористов реальна, она вынуждает Британию принимать такое законодательство. Другой вопрос: в какой степени это законодательство будет ограничивать свободу слова и где проходит граница между свободой слова и обеспечением безопасности? Ясно, что это сложная проблема, особенно в таких странах, как Великобритания и Соединенные Штаты, где традиции свободы слова очень сильны. Мне кажется, вокруг этого законодательства будет много споров. Попытки его применения будут периодически оспариваться в судах, тем более если это касается выступлений в кампусах и вообще общественных выступлений».