Фото Reuters
Отставка министра обороны США Чака Хейгела свидетельствует о корректировке военно-политического курса администрации Барака Обамы.
Американские эксперты обсуждают две причины его отставки. Первая: Чак Хейгел был единственным республиканцем в действующей администрации и соответственно стал жертвой победы Республиканской партии на недавних выборах в Конгресс. Вторая: Белый дом недоволен его деятельностью на посту министра обороны. Не исключен, впрочем, третий вариант. Президент Обама пожертвовал фигурой Хейгела для прикрытия более серьезных трудностей в военной политике Вашингтона.
Наиболее крупным провалом Хейгела американское общество считает текущую операцию против ИГИЛ. Еще 8 августа американская авиация начала наносить удары по позициям исламских радикалов. 23 сентября Пентагон распространил авиаудары на территорию Сирии. Однако реальных результатов от воздушной операции пока нет. ИГИЛ в целом продолжает удерживать завоеванные летом позиции и по-прежнему осуществляет показательные казни американских заложников. Это, в свою очередь, вызывает гнев американских избирателей.
Недружественную позицию к Хейгелу занял председатель Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) генерал Мартин Демпси. Еще в августе он критиковал стратегию борьбы с ИГИЛ посредством авиаударов. Генерал Демпси утверждал, что одними авиаударами победить исламских радикалов невозможно: необходима масштабная общевойсковая операция. 16 ноября генерал Демпси посетил Багдад. По итогам визита он заявил, что иракские силы обороны слишком слабы для организации серьезного противодействия ИГИЛ. Президент Барак Обама поддержал в споре позицию председателя ОКНШ.
Неудачей Хейгела считается и прошлогодний сирийский кризис. 9 сентября 2013 года Конгресс наделил президента США полномочиями на применение силы против режима Башара Асада. Однако к тому моменту у Пентагона не было в регионе группировки, достаточной для уничтожения сирийской ПВО и военной инфраструктуры. Не было и союзников, готовых предоставить пехоту для наземной операции. В поддержке США отказал даже традиционный союзник – Британия, не говоря уже об Израиле и Турции. Администрации Барака Обамы пришлось срочно принимать посредничество России, что было болезненно воспринято в Белом доме.
Не задалось и со стратегией «сдерживания Китая». В конце апреля 2014 года президент Барак Обама предпринял восточноазиатское турне для демонстрации Пекину надежности своих позиций. Президент США согласился на частичное расширение военной самостоятельности Японии и подписал соглашение с Филиппинами о размещении на их территории американских военных контингентов. Эксперты видели за этими шагами стратегию Хейгела по устрашению Пекина. Однако китайское руководство не восприняло всерьез угрозы Белого дома и в мае пошло на резкое обострение ситуации в Южно-Китайском море.
Американские эксперты иногда винили Хейгела даже в неудачах в Украине. Еще в марте американский политолог Джордж Фридман указал, что Россия так легко присоединила к себе Крым из-за отсутствия американской военной инфраструктуры на Черном море. 20 мая этот тезис косвенно подтвердил вице-президент Джозеф Байден во время визита в Бухарест. Его призывы развернуть американскую инфраструктуру в Балтийско-Черноморском регионе означали, что Вашингтон до сих пор так и не сделал этот шаг.
Все это можно квалифицировать как неудачи. В действительности Хейгел виноват в неудачах не больше других американских военных. Проблема глубже. На протяжении последних 100 лет американская стратегия вдохновлялась идеями итальянского генерала Джулио Дуэ о безусловном превосходстве «воздушной мощи». Война воспринималась как принуждение противника к капитуляции с помощью бомбардировок. На таком постулате основывалась логика ядерного сдерживания с ее угрозами уничтожить города и инфраструктуру противника.
Никто, однако, не пояснил, как быть, если противник не капитулирует, а начинает применять ответные меры. Первым забил тревогу экс-министр обороны США Роберт Гейтс. «Высокоточные системы могут быть бессильны, если противник применит варварские, но эффективные средства подавления вроде термитных снарядов», – размышлял он в конце 2008 года об итогах войны вокруг Южной Осетии. Спустя три года тревогу забил и генерал Демпси: его волновало, что американцам все труднее находить солдат для проведения сухопутных операций. В отличие от времен холодной войны союзники не спешат предоставлять пехоту под американское «воздушное прикрытие».
Среди возможных преемников Чака Хейгела называют бывшего заместителя министра обороны Мишель Флурной, сенатора-демократа от Род-Айленда Джека Рида, а также бывшего заместителя министра обороны Эштона Картера. Но кто бы ни пришел на пост министра обороны, он вряд ли сможет игнорировать необходимость перемен в американской стратегии. Вашингтон будет стремиться улучшить свой механизм военного вмешательства в региональные конфликты. России здесь следует быть особенно внимательной, коль скоро она для США остается потенциальным противником.