На Фиджи Си Цзиньпина угостили национальным напитком.
Фото с сайта www.news.cn
Председатель КНР Си Цзиньпин побывал в странах Тихого океана, которые считались сателлитами США. Щедро раздавая кредиты и отменяя барьеры на пути торговли, гость убеждал их в добрых намерениях КНР. «Китай – большой парень, но он хочет дружить с соседями», – уверял он. Вашингтон тем не менее утверждает, что Пекин проводит политику экспансии. И в подтверждение ссылается на то, что Китай создает базы в Южно-Китайском море.
В ходе поездки по государствам южной части Тихого океана лидер КНР Си Цзиньпин побывал в Австралии, Новой Зеландии и на островах Фиджи. Принимали его по первому разряду. В австралийском штате Тасмания местная газета напечатала на первой полосе приветствие на китайском языке. Угощали гостя местным лососем, и неспроста. Ведь Китай и Австралия заключили пакт о свободной торговле, который открывает китайский рынок для австралийской говядины, молочной продукции и тасманского лосося.
Газета New York Times с неудовольствием отмечает, что китайский лидер провел в Австралии, государстве – верном союзнике США, больше времени, чем президент США Барак Обама во время его поездок. Причем всюду, где появлялся Си, он оставлял за собой денежный шлейф в виде инвестиционных проектов и кредитов. В то же время Си Цзиньпин в своих выступлениях старался снять опасения соседей насчет усиления мощи и влияния Китая. Китай, говорил он, это большой парень, но он хочет дружить, а не враждовать, стать для государств региона экономическим и стратегическим партнером.
Ранее в этом месяце Пекин объявил, что истратит 70 млрд долл. на займы и инфраструктуру в АТР. Причем в Юго-Восточной Азии эти проекты могут быть реализованы довольно скоро.
Сопоставить объемы американской и китайской помощи можно на примере Мьянмы. Обама обещал ей 150 млн долл., а КНР предложила 7,8 млрд долл. на восстановление дорог и энергосетей.
Означает ли мирное наступление Китая, что он рассчитывает занять место США как ведущей державы региона? С этим вопросом «НГ» обратилась к главному научному сотруднику Института Дальнего Востока РАН Якову Бергеру. «Этот регион чрезвычайно важен для Китая, ведь оттуда идет снабжение Китая важнейшими видами сырья. Естественно, он хочет укрепить свои позиции. Причем методы используются разные. Прежде всего реализуется концепция Шелкового морского пути. Пекин создает базы, дает деньги на инфраструктуру и покупает лояльность маленьких островных государств. Это ответ на военную доктрину Вашингтона, объявившего, что он переведет до 60% своих ВМС в этот регион», – говорит эксперт.
В Пекине прорабатывается и вариант военного конфликта. На этот случай строятся корабли, оснащенные ракетами, которые могли бы вывести из строя самый мощный компонент американских ВМС – авианосцы. Тенденция к противостоянию будет только нарастать.
Малые государства все больше втягиваются в китайскую орбиту. Но Австралия до сих пор стояла особняком. «Ведь там даже американская морская пехота размещена. Но на саммите АТЭС в Пекине в ноябре была заключена колоссальная экономическая сделка между КНР и Австралией. Словом, Китай пытается привязать к себе и Австралию», – заключил Яков Бергер.
Соперничество развертывается и на поле дипломатии. Китай ратует за зону свободной торговли для всего АТР, а США – за Транстихоокеанское партнерство, куда КНР не будет допущена. Но в пропагандистском плане у американцев на руках важный козырь. США пугают соседей Китая тем, что он постоянно расширяет свое военное присутствие в Южно-Китайском море. Последний тому пример: Китай превратил подводный риф на архипелаге Спратли в насыпной остров. И теперь строит на нем аэродром.