В деревнях Виктора Понту встречают хлебом и вином. Фото Reuters
В воскресенье в Румынии состоится второй тур президентских выборов, в который из 14 кандидатов прошли нынешний премьер и лидер Социал-демократической партии (СДП) Виктор Понта и мэр города Сибиу, немец по национальности Клаус Йоханнис, представляющий Либерально-христианский альянс. По прогнозам социологов, около 55% избирателей отдают предпочтение Понте и 45% – Йоханнису.
Самые бессодержательные выборы за последние 25 лет. Самая непонятная для граждан кампания. Лавина арестов и следствий в отношении политиков в разгар избирательной кампании заслонили саму кампанию. Такие оценки президентской гонки приходится слышать повсюду в Румынии.
Откуда же туман неясности? Дело в том, что нынешний президент Траян Бэсеску завершает свой второй мандат и по закону больше не может быть избран. Подходит к концу 10-летняя эпоха Бэсеску – политика, который превышал свои конституционные полномочия в этой полупрезидентской республике и дважды, в 2007 и 2012 годах, подвергался процедуре импичмента. Но оба раза выплывал, поскольку обязательные в этом случае референдумы не подтверждали его отстранения от должности.
Отвечая на требования Евросоюза к Румынии о независимости юстиции и борьбе с коррупцией и назначая преданных ему прокуроров, Бэсеску добился проведения громких процессов в отношении крупных политиков и бизнесменов. Проблема в том, что арестам и судебным преследованиям подверглись в основном его политические противники и, в частности, деятели СДП. Дважды арестовывался и отсидел сроки, хоть и неполные, бывший премьер-министр и лидер СДП Адриан Нэстасе. А в октябре, в разгар кампании, был приговорен к 10 годам тюрьмы медиамагнат, председатель Консервативной партии и союзник социал-демократов Дан Войкулеску, арестован по обвинению в коррупции один из лидеров СДП, заместитель спикера Палаты депутатов Виорел Хребенчук. Все это должно было создать впечатление глубокой коррумпированности СДП и таким образом подорвать позиции ее кандидата в президенты Виктора Понты.
С другой стороны, за эти 10 лет не раз возникали скандалы с приближенными Бэсеску – бизнесменами, политиками, даже с братом президента – тоже бизнесменом, который был уличен в связях с преступным кланом. С приходом к власти Бэсеску в 2004 году было закрыто следствие в отношении его самого по делу о приватизации торгового флота Румынии в бытность его министром транспорта.
«После выборов маятник арестов может качнуться в другую сторону», – сказал известный политолог Корнелиу Влад. И действительно, в случае победы Понты за решеткой может оказаться и сам президент Бэсеску, поскольку утратит свой президентский иммунитет. Так, во всяком случае, утверждают и Понта, и его окружение.
Чтобы такого не произошло и Бэсеску остался во власти и после выборов, круг его приближенных разработал многоходовую стратегию с поддержкой кандидатуры мэра Сибиу, кстати, весьма успешного, Клауса Йоханниса. В случае его победы Бэсеску может даже занять пост премьер-министра либо главы одной из секретных структур – Румынской службы информации или Службы внешней информации (разведки). Но эту схему надо было тщательно замаскировать. Ибо поддержи Бэсеску открыто Йоханниса, он оказал бы ему медвежью услугу.
Вот почему президент заявил о своей поддержке Партии народного движения, созданной в этом году по его инициативе, и ее кандидата в президенты Елены Удри, своей бывшей советницы, а затем министра туризма и регионального развития, над которой витают подозрения в махинациях.
Другие «ходы» комбинации были сделаны раньше. С 2005 по 2012 год у власти находилась партия Бэсеску – Либерально-демократическая, «духовным отцом» которой он и оставался. Рейтинг ЛДП очень сильно пострадал после введения режима жесткой экономии при правительстве Эмиля Бока в 2010 году, когда были урезаны зарплаты, пенсии, пособия.
В 2012 году, после процедуры импичмента, Бэсеску вынужден был «сожительствовать» с оппозиционным ему правительством Понты, сформированным из СДП и Национал-либеральной партии на базе Социал-либерального союза. Союз прекратил существование в январе этого года – многие либералы покинули правительство. Следующий шахматный ход – слияние либералов с демократ-либералами и образование обновленной Национал-либеральной партии, которую и возглавил Йоханнис. Согласно плану, Бэсеску дистанцировался от этой партии и ее будущего кандидата в президенты. Хотя весь штаб приближенных Бэсеску, тайно или гласно, мобилизовался в поддержку Йоханниса.
Проведение первого тура подкинуло новый сюжет для конфронтации. Около 2 млн румын постоянно находятся на заработках за рубежом, и на некоторых избирательных участках в Англии, Франции и Германии из-за возникших очередей многие не смогли проголосовать. В адрес правительства Понты посыпались обвинения в саботаже. Диаспора традиционно поддерживала Бэсеску, и на этот раз за Йоханниса проголосовали 63% зарубежных румын. В прошлую субботу в нескольких городах Румынии были организованы митинги протестов. Чтобы сбить страсти, министр иностранных дел Титус Корлэцян был срочно заменен на опытного дипломата Теодора Мелешкану, который обязался быстро решить проблему, увеличив персонал и число урн на участках.
Что касается внешнеполитического аспекта выборов, то «режим Бэсеску» с его декларированной «осью Бухарест–Лондон–Вашингтон» претендовал (и немало преуспел в этом) на роль проводника американской политики в Юго-Восточной Европе (например, было подписано соглашение об установлении элементов системы ПРО в Румынии) и сильно подпортил отношения с Россией. В случае победы Йоханниса жесткий евро-атлантический курс скорее всего сохранится.
В свою очередь, Понта, улавливая недовольство граждан по поводу того, что Румыния превратилась в рынок сбыта товаров ЕС, обещает расширить круг приоритетов за счет укрепления связей на Востоке, и прежде всего с Китаем. Надо полагать, и с Россией, учитывая традицию СДП, в годы правления которой был подписан политический договор между Россией и Румынией.
Ни Понту, ни Йоханниса, с трудом формулирующего свои мысли по-румынски, никак нельзя назвать политическими тяжеловесами или харизматичными фигурами. Вот почему, как отмечают обозреватели, два лагеря избирателей будут голосовать скорее «не за Понту» или «за Йоханниса», а «анти-СДП» и «анти-Бэсеску».
Бухарест