На фото встреча президентов России и Перу. Фото Reuters
Вопрос укрепления экономики Дальнего Востока и Сибири и их связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) остается одним из приоритетных в политике РФ. В этом плане очередной саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), завершившийся вчера в Пекине, мог открыть определенные перспективы для России. Естественно, что для их претворения в жизнь должны быть как активизированы уже действующие контакты, так и найдены новые пути и возможности.
В то же время следует подчеркнуть, что на этом пути далеко не в полной мере задействованы возможности, которые открывались и раньше, но не были реализованы. Речь идет о налаживании деловых связей Дальнего Востока и Сибири со странами Латинской Америки через Тихий океан. Говоря о них, автор опирается на опыт собственного участия в тихоокеанских экономических форумах во Владивостоке в 1988 и 1990 годах. Сразу отмечу, что торгово-экономическое сотрудничество РФ с этим регионом пока практически полностью осуществляется через Атлантику.
Какие же вопросы ставились в этом ключе на тех форумах и вызвали немалый интерес с обеих сторон? Тогда в их работе от Латинской Америки участвовали правительственные делегации Мексики, Чили, Колумбии, Перу. Наиболее интересные предложения исходили от Мексики. Речь шла об инвестициях этой страны в экономику, а точнее в инфраструктуру Приморского края. Соответствующие переговоры начались во Владивостоке в 1990 году, но так и не были доведены до конца.
Другое направление открывалось благодаря сделанному тогда же предложению: закупать сибирский уголь для ряда мексиканских тепловых электростанций, расположенных на Тихоокеанском побережье. Однако нерасторопность советского торгпредства в Мехико (требовалось только выяснить, какие именно сорта угля нужны для этих электростанций) помешала реализации взаимовыгодного проекта.
Исходя из перспектив развития делового сотрудничества, уже тогда в деловых кругах Владивостока обсуждалась идея направить вдоль тихоокеанских берегов стран Латинской Америки советское судно – выставку с образцами товаров, произведенных в Сибирско-Дальневосточном регионе.
Представители делегаций Латинской Америки, выступая на форумах, говорили о желании развивать через АТР сотрудничество с Россией, предлагая традиционные продовольственные товары – сахар, мясо, кофе, какао, фрукты и др. Член перуанской делегации генерал Меркадо Харрин (в 1968—1970 годах министр иностранных дел Перу. – А.С.) не раз говорил, что «нам пора налаживать деловое партнерство через Тихий океан».
В 1990-х мне довелось работать на ежегодных российских выставках в столице Чили. Посещавшие наш павильон представители деловых кругов тоже выражали желание развивать сотрудничество на тихоокеанском направлении. Тогда же я посетил открытую экономическую зону в городе Икике, что на севере Чили. На встрече с представителями администрации хозяева вручили мне письмо в адрес такой же зоны в Находке, в котором говорилось о желании наладить сотрудничество. Письмо было передано по назначению, но дальше дело опять не пошло.
И это далеко не единичные случаи пожеланий латиноамериканцев о налаживании деловых контактов. К сожалению, реализовать их не удалось в первую очередь из-за распада Советского Союза и проистекавших в связи с этим перемен. Но есть и более близкие к нашим дням примеры. Так, во время визита Владимира Путина в Мексику в 2004 году он заявил о возможностях поставок с Сахалина российского сжиженного природного газа (СПГ). Очевидно, расширение производственных мощностей по производству СПГ способствовало бы реализации такой возможности. Тема оптимизации транспортных расходов в случае использования тихоокеанского маршрута обсуждалась Путиным с латиноамериканскими лидерами на этих днях – на встрече в Москве 7 ноября с президентом Перу Ольянтой Умалой и на переговорах с президентом Чили Мишель Бачелет 9 ноября в Пекине на полях саммита АТЭС.
Но не только экономикой могут быть наполнены российско-латиноамериканские отношения. С открытием в 2012 году нового Федерального государственного университета во Владивостоке появились возможности и для налаживания научного и студенческого обмена с университетами десяти стран Латинской Америки, выходящих на Тихий океан.