Демонстранты обещают вновь выйти на улицы 17 ноября, если коррумпированные чиновники не уйдут в отставку. Фото Reuters
В Венгрии прошла многотысячная демонстрация в связи с коррупционным скандалом вокруг налоговой службы. Недовольство политикой правоцентристского правительства Виктора Орбана по широкому кругу вопросов зреет на фоне нового витка напряженности в отношениях Будапешта с Вашингтоном и Брюсселем. Премьер объясняет критику западных партнеров тем, что продолжает курс на сотрудничество с Москвой, несмотря на украинский кризис.
Свыше 10 тыс. человек, вышедших на улицы Будапешта в воскресенье вечером, требовали отставки правительства Орбана на фоне коррупционного скандала. Напомним, глава налоговой службы Илдико Вида в среду признала, что находится под американскими санкциями.
Речь идет о черном списке из шести граждан Венгрии (включая правительственных чиновников), которым США запретили въезд на свою территорию, обвинив их в коррупции. Имена других чиновников, попавших в список, неизвестны. Протестующие говорили, что не хотят платить налоги в коррумпированной стране с низкими зарплатами.
Коррупционный скандал – не единственная причина зреющего в обществе недовольства. 28 октября состоялась стотысячная манифестация против готовящегося налога на Интернет (с каждого гигабайта интернет-трафика власти хотели взимать сбор в 0,5 евро). Тогда граждане забросали компьютерными частями штаб-квартиру возглавляемой Орбаном партии «Фидес». После этого правительству пришлось отказаться от введения налога. Венгры были возмущены не только финансовым бременем, но и ущемлением свободы слова и доступа к информации и обвиняли Орбана в подрыве демократии и отношений с Евросоюзом.
Контакты Будапешта с Брюсселем и Вашингтоном в последнее время, действительно, испортились. При этом остракизм, которому подвергли Орбана западные партнеры, связан, по-видимому, не только с обвинениями в коррупции, нажиме на бизнес и ущемлении демократических свобод вплоть до введения «авторитарного правления», но и с позицией Венгрии в отношении России, что на фоне украинского кризиса выходит на первый план. По мнению экономиста Bank of America Merrill Lynch Рафаэллы Тенкони, помимо нестандартной налоговой и социальной политики Орбана, серьезным раздражителем для ЕС и США является то, что Венгрия «по сравнению с большинством других членов Европейского союза по-прежнему достаточно серьезно настроена на сотрудничество с Россией».
Начало украинского кризиса в целом совпало с переизбранием Орбана на новый четырехлетний срок, и премьер сразу же открыто выступил с резкой критикой санкций Евросоюза против России и продолжил укреплять энергетическое партнерство с Москвой. В четверг, выступая в мюнхенском фонде Hanns-Seidel-Stiftung, венгерский лидер заявил, что давление Вашингтона на Будапешт связано с рядом экономических вопросов, ставших вопросами геополитики и даже безопасности из-за украинского кризиса. Это сооружение газопровода «Южный поток» и достройка единственной венгерской АЭС «Пакш». По словам Орбана, Вашингтон считает позицию Будапешта по этим двум досье «сближением с Россией», но на самом деле это не так: Венгрия «не хочет ни с кем сближаться и не хочет ни от кого отдаляться».
«Это не политика в интересах России, а политика в интересах Венгрии», – сказал премьер. Орбан объяснил: «Южный поток» позволит стране получать газ, минуя риски, связанные с конъюнктурной ситуацией в Украине, диверсифицирует пути поставок топлива, а достройка АЭС удешевит энергию, повысит конкурентоспособность Венгрии и сократит ее зависимость от импортируемых ресурсов. Поскольку АЭС создавалась с применением российских технологий, то и достройка ее может осуществляться только в сотрудничестве с Москвой, подчеркнул венгерский лидер. Антироссийские санкции ЕС задели Венгрию, поэтому в долгосрочной перспективе необходим более взвешенный подход к проблеме, а пока нужно выплачивать компенсации странам, поддержавшим санкции и пострадавшим от них, добавил он.
В похожем ключе по тем же вопросам высказались и некоторые венгерские чиновники в репортаже телеканала «Россия». «Для Венгрии важна диверсификация и источников, и маршрутов поставки газа. Мы не просим у Европейского союза больше того, что просят другие страны – члены ЕС. Больше, чем Германия и Чехия получили от реализации проекта «Северный поток», – отметил Андраш Арадски, генеральный секретарь по энергетике. «Надеюсь, что наши энергоблоки – это не французские «Мистрали». Надеюсь, что в них меньше политики. Я не хочу воевать с Евросоюзом, я хочу дать Венгрии надежное электроснабжение. Нам нужен этот проект», – сказал уполномоченный правительства Венгрии по расширению АЭС «Пакш» Аттила Асоди по поводу достройки атомной электростанции.
Завсектором исследований ЕС ИМЭМО РАН Юрий Квашнин пояснил в интервью «НГ», что ориентация Орбана на Россию, безусловно, сыграла роль в обострении отношений Венгрии с США и европейскими партнерами. Но преувеличивать этот фактор не стоит: Будапешт занимает особую позицию не только по санкциям в отношении РФ, но и по многим другим вопросам (в том числе дальнейшего развития европейской интеграции, экономической политики ЕС). Данное обострение вряд ли можно назвать неожиданным. «Напротив, – считает Квашнин, – это закономерный итог того излишне независимого, с точки зрения партнеров по ЕС и НАТО, курса, который стал проводиться Венгрией после возвращения к власти Орбана. Напомню, он был премьер-министром страны в 1998–2002 годах и с 2010 года вновь возглавляет правительство. Я слышал от венгерских экспертов, что политика Орбана может привести к резкому усилению напряженности с другими западными странами, еще прошлой зимой, накануне выборов в Национальное собрание Венгрии и в Европарламент».
Что касается граждан Венгрии, то политика правительства вызывает у них смешанные чувства. «С одной стороны, те национально-консервативные идеи, которые исповедует «Фидес», импонируют избирателям. С другой – есть реальные экономические проблемы, с которыми правительство не может справиться. Главные из них – рост налогов и коррупция. Против этого и выступают граждане, даже те, которые отдали свои голоса партии Орбана», – заключил эксперт.