Фото Reuters
Республиканцы одержали уверенную победу на промежуточных выборах, значительно увеличив число мест в Палате представителей и впервые с 2006 года получив большинство в Сенате. Теперь оппоненты Барака Обамы контролируют весь Конгресс. Одним из итогов укрепления Республиканской партии может стать более жесткий курс Вашингтона в отношении Москвы.
В среду подсчет голосов продолжался, однако данные были близки к окончательным: 174 места в Палате представителей у демократов против 242 у республиканцев (плюс 13 мест, ожидались результаты из 19 штатов), 45 мест в Сенате у демократов против 52 у республиканцев (плюс 7 мест, ожидались результаты из трех штатов), 15 губернаторских мандатов у демократов против 31 у республиканцев, к которым перешли традиционно демократические Мэриленд, Массачусетс и Иллинойс.
Все это предвещает демократу Обаме крайне сложные два года в положении «хромой утки». Правда, из стана республиканцев, опьяненных триумфом, поступили миролюбивые сигналы. Так, лидер сенатского меньшинства 72-летний Митч Макконнелл, который переизбрался от штата Кентукки на шестой срок и скорее всего станет новым лидером сенатского большинства, сказал, что будет работать с Обамой: «Если у нас двухпартийная система, это еще не значит, что мы должны находиться в состоянии бесконечной вражды. Думаю, мы демонстрировали это в критические периоды в прошлом. Надеюсь, президент даст мне шанс продемонстрировать это вновь».
Между тем именно Обама и его политический курс были в центре промежуточных выборов. Два года назад президент без труда переизбрался на второй срок, а теперь его рейтинг упал из-за неуверенного восстановления экономики, неудачного запуска программы здравоохранения и нерешительного ответа на кризисные ситуации в мире. Республиканцы жестко критиковали его, а демократы от него дистанцировались, на чем и строились предвыборные кампании. Именно поэтому миролюбие Макконнелла разделяют далеко не все республиканцы, в числе которых есть «ястребы», настроенные на конфронтацию с Белым домом.
«Во внутренней политике Обама оказывается в заведомо проигрышном положении, – считает старший научный сотрудник Центра евро-атлантических исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов. – Если Обама и будет вести борьбу с Конгрессом, то только с оглядкой на президентскую кампанию 2016 года, то есть для того, чтобы публичный эффект от этой борьбы работал на имидж демократов. Даже на внешнеполитическом поле, которое является прерогативой президента, Обама не добьется резонансных результатов, если не будет считаться с мнением республиканцев. Поэтому есть риск того, что под давлением республиканцев курс Вашингтона в отношении Москвы еще больше ужесточится».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, Обама выступает за санкции, но старается не доходить до крайностей, к которым его будут теперь активнее призывать республиканцы. «Такой крайностью может стать решение вопроса поставок оружия Украине, – предположил эксперт. – Республиканцы будут активнее продвигать инициативы по поддержке украинских властей. И здесь Обаме станет сложнее маневрировать. На Обаму будут давить, и где-то ему придется уступать нажиму».
Фактически промежуточные выборы превратились в референдум о доверии Обаме. Другой причиной неудачи демократов стал слабый интерес избирателей к выборам (несмотря на рекордные расходы в 3,67 млрд долл.) и низкая явка. Демократам не удалось мобилизовать свою электоральную базу – молодежь, женщин и этнические меньшинства.
Тезис о протестном голосовании разделяет и Михайлов. Он обратил внимание «НГ» на случай в Мэриленде, где предвыборный митинг кандидата от Демократической партии в губернаторы штата афроамериканца Энтони Брауна, собравший в основном чернокожее население, посетил Обама. С появлением президента значительная часть публики демонстративно покинула собрание. «Афроамериканцы и латиноамериканцы связывали с Обамой большие надежды и разочарованы тем, что не ощутили особого прогресса в своем социальном положении, – пояснил эксперт. – Против демократов сыграли их неудачи в социальной сфере. Они очень активно упирали на то, что им удалось побороть безработицу. Вместе с тем из-за попыток Обамы сократить бюджетный дефицит и поднять конкурентоспособность экономики в США в последние годы почти перестали расти зарплаты и прекратилось активное повышение жизненного уровня».