К месту трагедии – Национальному военному мемориалу Канады – несут цветы. Фото Reuters
После двух терактов в Канаде, последний из которых привел к эвакуации парламентa и премьер-министра, страны, входящие в международную коалицию по борьбе с группировкой «Исламское государство» (ИГ) на Ближнем Востоке, усиливают меры безопасности. Первые в истории Канады атаки, совершенные на почве радикального исламизма, опять дали экспертам повод говорить о том, что Западу следует бояться в первую очередь собственных граждан. Доморощенные экстремисты не способны на крупный теракт, однако устраиваемые ими мелкие атаки крайне сложно предотвращать, тем более что злоумышленники умеют скрывать свои взгляды и намерения.
После громкого теракта, произошедшего в среду в Оттаве, объединенная система аэрокосмической обороны США и Канады – Командование воздушно-космической обороны Северной Америки – приведена в состояние повышенной готовности. Американское посольство в канадской столице закрыто. В США усилены меры безопасности у памятников военной славы, в частности у Могилы Неизвестного Солдата на Арлингтонском национальном кладбище. Президент Барак Обама говорил по телефону с премьер-министром Канады Стивеном Харпером и предложил помощь союзнику в ответ на террористическую угрозу.
В Великобритании видный политик Питер Хайн, неоднократно занимавший министерские посты и около двух лет возглавлявший Палату общин, призвал пересмотреть все меры безопасности, принимаемые для защиты здания парламента. Хайн является авторитетом в этом вопросе: после того как в 2004 году в Палату общин ворвались пять протестующих против запрета на охоту с собаками (в тот момент у здания парламента находились от 8 до 10 тыс. человек) и других похожих инцидентов, включая закладывание макетов бомб, Хайн добился введения принципиально новых стандартов охраны законодателей в Соединенном Королевстве.
Центр Оттавы был оцеплен в течение 11 часов: полиция
искала сообщников террориста. Но он оказался одиночкой. Фото Reuters |
Австралия приняла новые меры по защите парламента и канадских диппредставительств. Оказывается, в стране еще несколько недель назад уровень террористической угрозы был поднят со «среднего» до «высокого», что уже тогда заставило власти усилить охрану законодателей и вооружить полицию штурмовыми винтовками. Теперь австралийских депутатов защищают усиленные полицейские патрули. Граждан готовят к тому, что это надолго. «В ближайшие дни, месяцы и даже годы нам, возможно, придется, жить при более серьезных мерах безопасности, чем было необходимо в минувшие годы», – предупредил премьер-министр Тони Эбботт.
Напомним, в среду утром террорист, идентифицированный как 32-летний гражданин Канады Майкл Зехаф-Бибо (урожденный Майкл Джозеф Холл), застрелил 24-летнего капрала Натана Сирилло, стоявшего в почетном карауле у Национального военного мемориала Канады в Оттаве, а затем проник в здание парламента, прежде чем был убит. В момент теракта Харпер находился в парламенте и выступал перед членами своей партии – как раз по вопросу о повышении уровня террористической угрозы в стране. Он был оперативно эвакуирован, затем прошла общая эвакуация законодателей, персонала и репортеров.
Зехаф-Бибо изменил свое имя, приняв ислам, причем речь шла о радикальной секте, проповедующей насилие. Полиция интересовалась им три раза: дважды по обвинениям, связанным с наркотиками, и один раз – из-за неподчинения решению суда. Власти считали его опасным и даже изъяли его паспорт, после того как он заявил о намерении отправиться учиться на Ближний Восток. Он с группой мужчин собирался отправиться в Турцию. Эта версия не озвучивается официально, однако речь вполне могла идти об очередной группе западных граждан, намеревающихся вступить в ряды ИГ. Впрочем, мотивы действий террориста до сих пор не известны.
Еще один теракт был совершен не далее чем в понедельник. 25-летний Мартен Кутюр-Руло, которого полиция на тот момент уже четыре месяца проверяла на наличие террористических связей, в Квебеке сбил на машине двух солдат. Один из них скончался. Злоумышленник был убит. После этого инцидента уровень террористической угрозы в стране был поднят, тем более что во вторник Оттава направила шесть боевых самолетов для нанесения ударов по позициям ИГ. «События этой недели беспощадно напоминают о том, что Канада не защищена от терактов вроде тех, которые случаются в других уголках мира», – сказал Харпер в обращении к нации.
Аналитик американского мозгового треста Stratfor Скотт Стюарт призывает обратить внимание на то, как изменилась тактика крупных террористических сетей по сравнению с 11 сентября 2001 года. «Чтобы избежать трудностей, связанных с транспортировкой людей и оружия, террористические группы приспособились вычислять потенциальных сторонников, уже проживающих в западных странах, и вербовать их для совершения терактов», – отмечает эксперт. По его мнению, такие люди могут попытаться совершить крупный теракт, но в этом случае практически наверняка будут схвачены полицией, так что обычно они решаются лишь на небольшую атаку.
Именно так и произошло в случаях с Кутюр-Руло, Зехаф-Бибо, а еще братьями Царнаевыми или Мохаммедом Мера. Канадские террористы выделяются в этом ряду тем, что не имели мусульманских корней. Ведь Кутюр-Руло, который в ходе преследования постоянно выкрикивал, что он действует «во имя Аллаха», тоже принял ислам всего около года назад, назвав себя Ахмедом Руло в Facebook и Абу Ибрагимом аль-Канади в Twitter. Содержание этих аккаунтов в социальных сетях показывает, что он был настоящим джихадистом: как читал экстремистские аккаунты, многие из которых напрямую вели к ИГ, так и сам использовал символику террористов.
Кутюр-Руло предпринял попытку уехать в Сирию, но ему помешали. Стюарт добавляет, что порядку действий джихадиста могли научить издаваемый «Аль-Каидой» на Аравийском полуострове журнал Inspire, где объяснено, как нужно совершать наезд на жертвы, или инструкции, распространяемые ИГ, которое не меньше «Аль-Каиды» верно завету Усамы бен Ладена убивать «неверных» западных граждан любым способом. В недавнем обращении представитель группировки Абу Мохаммед аль-Аднани призвал нападать на солдат, военнослужащих, полицейских, представителей спецслужб и всех служб безопасности, используя каждый патрон.
Стюарт делает вывод: угроза, исходящая от доморощенных террористов ограниченна, любая попытка организовать крупный теракт будет пресечена, но в силу своей многочисленности они способны регулярно преуспевать в совершении мелких терактов. О масштабах этой угрозы свидетельствует хотя бы опубликованный вчера в Figaro доклад депутата от французского «Союза в поддержку народного движения» Гийома Ларриве. По его данным, около 60% лиц, находящихся в тюрьмах Франции, или 40 тыс. человек, являются мусульманами. Сотни из них – потенциальные джихадисты. При этом внешние признаки агрессии почти исчезли, процесс радикализации идет скрытым и трудно выявляемым путем. Ларриве говорит о распространении среди радикалов метода «такыя», что в переводе с арабского означает «благоразумное сокрытие убеждений».