Конни Хедегорд призывает лидеров ЕС к компромиссу по климатическому досье. Фото Reuters
Сегодня в Брюсселе открывается двудневный саммит Евросоюза по энергетике и изменению климата. Лидеры Западной Европы попытаются убедить коллег из центральноевропейских стран в необходимости раскошелиться на возобновляемые источники, причем основным аргументом станет уменьшение энергетической зависимости от России. По ходу дела главы 28 стран ЕС обсудят ситуацию в Украине.
Саммит должен утвердить пакет климатических и энергетических мер, рассчитанных до 2030 года и предложенных Еврокомиссией (ЕК) еще в январе. Однако его поддерживают далеко не все члены ЕС. Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Болгария и Румыния (альянс «Вышеградская группа плюс два») считают, что сокращение вредных выбросов на 40% является нереалистичным, и называют цифру в 25% (Швеция же требует 50%).
Причина проста: страны Центральной Европы – беднейшие в ЕС и не имеют возможности тратить много средств на борьбу с изменением климата, хотя исходящие от них выбросы углекислого газа непропорционально высоки. Так, около 70% польских электростанций, работающих на угле, построены более 30 лет назад. «Вышеградская группа плюс два» обеспокоена тем, что переход на зеленую энергию приведет к сокращению рабочих мест. В связи с этим шесть стран требуют предусмотреть для них послабления и компенсации.
Западная Европа постарается переубедить Центральную весомыми аргументами. Главный из них заключается в том, что переход на возобновляемые источники энергии позволит «Вышеградской группе плюс два» уменьшить не только долю сверхгрязного угля, но и зависимость от российского природного газа, преодоление которой является не менее важной целью ЕС. Напомним, в сентябре вице-премьер Польши Януш Пехочиньский сообщил о перебоях с поставками газа, обвинил в них «Газпром» и назвал происходящее попыткой испытать Варшаву на прочность. Другим аргументом могла бы стать договоренность о том, чтобы страны Западной Европы безвозмездно передавали 10% собственных квот на углекислый газ партнерам из Центральной Европы, сохраняя возможность продавать 90% квот. Центральноевропейские страны, в свою очередь, будут торговать полученными таким образом квотами, а вырученные средства (миллиарды евро) пускать на развитие возобновляемых источников.
Помимо Центральной Европы выбивается из общей линии и Великобритания. У премьер-министра Дэвида Кэмерона не за горами выборы, и он боится, что любое слепое следование на поводу у Брюсселя даст новые козыри его оппонентам – Партии независимости Соединенного Королевства (ПНСК). Тори уже начеку: экс-министр по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Оуэн Паттерсон назвал готовящийся климатический документ самой регрессивной политикой со времен шерифа Ноттингемского (роль Робин Гуда в этой легенде, видимо, играет главный противник диктата Брюсселя над Британией глава ПНСК Найджел Фарадж). Лондон хочет идти собственным путем и направлять основной поток инвестиций в атомную энергетику, попавшую в немилость еврокомиссариата по вопросам климата после трагедии на японской АЭС «Фукусима».
Кроме того, Франция возражает против требования по созданию развитой сети для транспортировки энергопотоков через Пиренеи: приток электричества, полученного из ветряной и солнечной энергии в Испании и Португалии, может нанести удар по развитой атомной энергетике страны. Общая атмосфера также довольно уныла: сегодня технологии позволяют добывать дешевый сланцевый газ, и он крайне соблазнителен, тем более что Евросоюз сползает в новую рецессию.
На этом фоне многие эксперты прогнозируют, что саммит закончится либо компромиссом, полностью лишающим проект ЕК его амбициозных целей, либо тупиком и переходом к дальнейшим дискуссиям, о чем предупредила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Поляки решительно настроены ветировать любые не устраивающие их условия. «Полагаю, что шансы на успех нулевые», – сказал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, высказав особые сомнения в связи со сложностью перевода общееэсовских целей в конкретные цели для отдельных государств.
Впрочем, еврокомиссар по вопросам климата Конни Хедегорд выразила уверенность в том, что предложения ЕК не будут отвергнуты. «Вслед за этим последует много деталей, но у нас будет основа, с которой можно работать», – добавила она. Если же лидерам ЕС не удастся договориться, то, по мнению еврокомиссара, это подорвет борьбу с изменением климата в глобальном масштабе в преддверии 20-й ежегодной Конференции ООН по проблеме изменения климата, которая пройдет в 2015 году в Париже: от нее ждут прорывного глобального соглашения, которое начнет действовать с 2020 года.
Долгосрочная цель ЕК – сокращение выбросов, способствующих формированию парникового эффекта, к 2050 году на 80–95% по сравнению с уровнем 1990 года. Прежний пакет мер, рассчитанных до 2020 года, был принят в 2008 году и подразумевает сокращение вредных выбросов на 20%. Пакет до 2030 года также включает обязательства довести долю возобновляемой энергии до 27%, повысить энергоэффективность на 30% и усилить обмен энергопотоками между странами.
Помимо климата на Европейском совете будут говорить о новом составе ЕК, борьбе с группировкой «Исламское государство», бюджетных вопросах. «Лидеры обсудят, каким образом достичь полной реализации Минских соглашений по Украине», – отметил высокопоставленный европейский дипломат.