Во Франции скорбят в связи с гибелью президента Total. Фото Reuters
Франция и Россия потрясены трагедией. Президент одного из крупнейших в мире нефтяных концернов – французской компании Total – Кристоф де Маржери в ночь на вторник погиб в аэропорту «Внуково-3». Четырехместный бизнес-джет Falcon шел на взлет, чтобы проследовать в Париж, но внезапно столкнулся со снегоуборочной машиной, которой управлял пьяный водитель, загорелся и рухнул. Жертвами трагедии также стали три члена экипажа. Де Маржери зарекомендовал себя как один из самых видных противников антироссийских санкций и бизнесмен, много сделавший для прихода французских инвестиций в нашу страну.
Следственный комитет России (СКР) рассматривает четыре причины произошедшего – ошибку диспетчера, действия снегоуборщика, погодный фактор и ошибку пилотирования. По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, водитель снегоуборочного автомобиля находился в состоянии алкогольного опьянения. В то же время, как проинформировал РИА Новости источник во «Внуково», руление легкомоторного самолета контролировал диспетчер-стажер. Официально эта информация не подтверждена. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более лиц). Ряд сотрудников аэропорта на период расследования могут отстранить от выполнения обязанностей. Бортовые самописцы будут вскрыты по прибытии французских экспертов.
Продолжая традицию предыдущих лет, 63-летний де Маржери, несмотря на призывы к бойкоту РФ, прилетал для участия в ежегодном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ, которое в понедельник провел в Горках премьер-министр Дмитрий Медведев.
В годы правления де Маржери Total была очень активна в России, стала акционером «НОВАТЭКа» и участником его самого масштабного проекта – «Ямал СПГ», передает Интерфакс.
О том, насколько важной фигурой для российско-французских торгово-экономических связей был де Маржери, лучше, чем где бы то ни было, знают во Франко-российской торгово-промышленной палате, сопредседателем Экономического совета которой являлся глава Total. Президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Кидэ и генеральный директор палаты Павел Шинский рассказали, что де Маржери, несмотря на разгар украинского кризиса, на непростую геополитическую ситуацию, продолжал проводить мысль о дружбе, которая связывает французов и россиян, о нелепости санкционной политики и фундаментальной ценности диалога.
На форуме «Свобода и солидарность», организованном Американской торгово-промышленной палатой в городе Кан в рамках 70-й годовщины высадки союзнических войск в Нормандии, «окруженный чрезвычайно разгоряченными англосаксонскими бизнесменами и представителями власти, Кристоф де Маржери был единственным, кто призывал к разуму, сосредоточенности, одним словом, к дипломатии», – отметили руководители Франко-российской торгово-промышленной палаты в заявлении, сделанном в связи с трагедией. «Его приверженность к здравому смыслу была сильнее навязываемого общего мнения», – говорится в заявлении.
Кристоф де Маржери был одним из самых влиятельных представителей французского бизнес-сообщества.
Фото Reuters |
Глубокие соболезнования в связи с трагедией выразили первые лица обеих стран. Как сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, президент России Владимир Путин давно знал де Маржери, находился с ним в тесном рабочем контакте, высоко ценил деловые качества, его вклад в развитие культурного диалога, поддержку, оказываемую им самым разным проектам в области культуры, «его последовательную приверженность делу развития не только двусторонних российско-французских отношений, но и взаимовыгодной многогранной кооперации в целом». В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд отметил заслуги де Маржери перед французской промышленностью, развитию которой тот посвятил всю свою жизнь, выведя Total на лидирующие позиции в мире.
С Медведевым де Маржери встречался накануне гибели. «Это большая потеря, – сказано в телеграмме премьер-министра, адресованной правительству Франции. – Господин де Маржери был другом и партнером нашей страны, всегда откровенно высказывал свою позицию по всем самым острым вопросам. Нам будет его не хватать». Его французский коллега Мануэль Вальс отметил, что страна потеряла патриота и полководца промышленности, превратившего Total в мирового гиганта, а он – друга. Соболезнования принесли также многие другие представители обеих стран. Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин назвал гибель де Маржери тяжелой трагедией. По его словам, глава Total многое сделал для прихода инвестиций в Россию.
Арно Дюбьен, директор Франко-российского аналитического центра «Обсерво» при Франко-российской торгово-промышленной палате, обратил внимание «НГ» на то, что при де Маржери Россия стала бесспорным приоритетом для Total – первого французского инвестора в российскую экономику. «Один из самых влиятельных представителей Франции активно выступал против санкций, обсуждал эту тему и с президентом Пятой республики, и с другими высокопоставленными лицами, пользовался огромным авторитетом в политических и экономических кругах, – пояснил эксперт. – 24 апреля, когда мало кто осмеливался высказывать альтернативную точку зрения о России, де Маржери принял активное участие в презентации нашего второго Ежегодного доклада «Россия-2014» в Национальной ассамблее Франции в Париже. Он любил Россию и русских и всегда об этом говорил».
По словам Дюбьена, Total поставила целью сделать Россию страной номер один по нефтедобыче к 2020 году. «Не думаю, что компания изменит свои приоритеты, – добавил он. – У этой трагедии не будет ни политических, ни экономических последствий, но и в плане имиджа России она ничего не прибавит».
«Это был смелый, амбициозный человек, сделавший блестящую карьеру, несмотря на то, что являлся наследником дома шампанских вин Taittinger. Он был великим французом, очень яркой личностью, символизировал Францию – даже визуально: своим поведением, своим юмором, своей семейной историей», – заключил эксперт.
Тему семейной истории продолжил в беседе с «НГ» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. «Я лично и даже довольно близко знал представителей семьи де Маржери, – сообщил он. – У Мориса Дрюона есть роман «Великие семьи» (в русском переводе «Сильные мира сего». – «НГ») – о специфической для Франции семейной традиции, о французских аристократических династиях, имевших генеалогию, поместья, титулы, посты на госслужбе, прежде всего в дипломатии, а также представленные в бизнесе. Семья де Маржери является именно такой, словно сошедшей со страниц этого романа. Кристоф де Маржери, безусловно, являлся неординарной и знаковой фигурой во французском бизнес-сообществе, и не только в силу происхождения. Он умел широко мыслить, идти против течения, мужественно защищать свои взгляды в неблагоприятных политических условиях. Просто людям такого происхождения и такой культуры, которая ставит объективные интересы выше мелких, конъюнктурных, преходящих соображений, свойственна независимость. Трагически погибший глава Total делал ставку на развитие отношений с Россией. Он был не свадебным генералом, а одним из столпов всего комплекса российско-французских деловых связей. Его уход – большая потеря и для Франции, и для России».
Роль личности в деловых структурах велика, считает Рубинский, так что и в бизнес-сообществе есть фигуры масштаба Рузвельта и Черчилля. «Думаю, дело де Маржери не погибнет, – добавил эксперт. – Оно объективно оправдывает себя для обеих сторон. Но в какой именно форме это дело будет продолжать существование и найдется ли другой человек, который будет так же твердо, как он, отстаивать свою позицию, не поддаваясь панике или сиюминутным влияниям, покажет жизнь».
Французская пресса уже называет возможных преемников де Маржери. По данным Monde, его пост могут занять генеральный директор отдела маркетинга Филипп Буассо или глава отдела нефтепереработки и нефтехимии Патрик Пуйянне. «Нет причин для волнений по поводу будущего Total. Вместе с ним (Кристофом де Маржери. – «НГ») трудились очень талантливые работники, которые могут претендовать на его наследство», – успокоил деловые круги министр финансов Франции Эммануэль Маркон.