В Кобани идут ожесточенные бои. Фото Reuters
Ожесточенные бои проходили в конце минувшей недели между боевиками «Исламского государства» (ИГ) и курдским ополчением в городе Кобани на сирийской стороне границы между Турцией и Сирией. Джихадисты сделали попытку отбить утерянные ранее позиции, однако курды сохраняют контроль над частью города. Авиация США использовала эту ситуацию для интенсивных ударов по боевикам. Тем временем стало известно, что исламисты пытаются освоить три боевых самолета, находящиеся на захваченном ими ранее аэродроме в районе сирийского города Алеппо.
Бои, происходившие в конце минувшей недели в Кобани, в международных СМИ называют самыми активными за весь месячный период военных действий в этом городе с курдским населением. Боевики ИГ попытались отбить у курдского ополчения центральные кварталы города. В ночь с субботы на воскресенье они подвергли их интенсивному обстрелу из минометов и артиллерийских орудий и предприняли атаку. Для сил ИГ Кобани является ключевой позицией для установления полного контроля над 100-километровым участком турецко-сирийской границы. Пешмерга, как называется курдское ополчение, отбивались с помощью имеющегося у них стрелкового оружия. По сообщениям западных СМИ, значительную роль в боевых действиях сыграли налеты американской авиации, использовавшей это как удобный случай для вывода из строя значительных сил джихадистов. По сообщению телеканала CNN, налеты американских самолетов на Кобани были самыми активными за всю военную кампанию против ИГ, более мощными, чем действия в Ираке. По данным американского командования, самолеты США осуществили в Сирии на 25 вылетов больше, чем в Ираке. При столь интенсивных бомбардировках городских кварталов отмечены потери среди гражданского населения. Глава Центрального командования ВС США генерал Ллойд Остин разъяснил, что возросшая интесивность боевых вылетов в Сирию не означает пересмотра приоритетов в войне. «Ирак является объектом наших основных усилий, и то, что мы делаем сейчас в Сирии, главным образом служит оказанию влияния на условия в Ираке», – заявил генерал. Другие американские военные источники подчеркивают, что даже в условиях столь интенсивного использования авиации они не могут полностью исключить возможность захвата джихадистами Кобани и не считают, что это серьезно повлияет на ход войны.
В то же время обращает на себя внимание, что сосредоточенные у границы турецкие войска никак не реагировали на действия в Кобани. Они проявляли сдержанность, хотя несколько снарядов упало по турецкую сторону границы. Это объясняют тем, что отряды пешмерга в Кобани принадлежат военному крылу Курдской рабочей партии, которая является противником нынешних турецких властей. На это обратил внимание президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своем выступлении, посвященном ситуации в соседней стране. По его словам, военные формирования курдов в Кобани – «военное крыло Курдской рабочей партии», и оно не нуждается в турецкой продержке.
Насколько значительны силы ИГ в настоящий момент? По сообщению СNN, американское ЦРУ в сентябре с.г. оценивало численность формирований ИГ примерно в 20–31 тыс. человек. По данным телеканала, в настоящее время основные силы ИГ действуют в Ираке. Они ведут наступление на город Рамади к западу от иракской столицы. При этом они используют тот факт, что американскую авиацию в значительной степени отвлекают военные действия в районе сирийско-турецкой границы.
Касаясь вооружения боевиков, зарубежные СМИ отмечают, что в их распоряжении имеется значительное количество тяжелого вооружения, включая артиллерию и танки. В основном это техника, захваченная в ходе наступления джихадистов на севере Ирака, когда они с ходу заняли Мосул, а затем смогли взять Тикрит и приблизиться к Багдаду.
Кроме того, СМИ отмечают, что ИГ захватило немало оружия и военной техники в ходе операций против гарнизонов сирийской армии в Северной и Восточной Сирии. В частности, в минувшую пятницу СNN сообщил со ссылкой на базирующуюся в Лондоне «Обсерваторию по правам человека в Сирии», что джихадисты располагают тремя боевыми самолетами, захваченными на аэродроме к востоку от Алеппо. По внешнему виду это МиГ-21 или МиГ-23. Якобы есть свидетели полетов этих самолетов с учебными целями. Обучением пилотов якобы занимаются авиаторы, служившие при Саддаме Хусейне. Руководитель указанной организации Рами Абдуррахман сообщил, что полеты совершались на низкой высоте, возможно, с целью избежать их обнаружения сирийскими радарами. С его точки зрения, использование этих самолетов является «моральной победой» исламистов. Однако, по его мнению, самолеты вряд ли могут совершать боевые вылеты, так как их моментально уничтожит авиация международной коалиции.