Против Чжоу Юнкана, до недавнего времени одного из высших руководителей КНР, выдвинуты обвинения в коррупции. Фото Reuters
В понедельник в Пекине открывается пленум ЦК КПК. Впервые он будет посвящен управлению государством на основе права. Председатель КНР добивается, чтобы чиновник, какой бы пост ни занимал, не злоупотреблял своим положением. Проводя реформы, он опирается как на заповеди древних мудрецов, так и на учение Мао Цзэдуна. А это предполагает, что Китай не станет заимствовать опыт Запада.
Китай сталкивается с двумя главными проблемами в своей правовой системе. Первая – работа судов. Вторая – как правительство и руководители партии соблюдают законы, говорит Гань Чаоин, профессор права в Пекинском университете. Эта тема и станет главным предметом дискуссии на пленуме ЦК КПК, который открывается 20 октября.
В официальном сообщении по этому поводу говорится, что «партия создаст законченную, эффективную систему законов и постановлений и будет настойчиво добиваться управления страной в соответствии с законом».
Эта формулировка перекликается с заповедями Ли Куан Ю, отца-основателя современного государства в Сингапуре. Там, правда, у руля не стоит Коммунистическая партия. Но режим по существу авторитарный. Тем не менее Сингапур стал одной из наименее коррумпированных стран мира.
Еще не начавшись, совещание представителей верхних эшелонов партии, насчитывающей около 85 млн членов, привлекло широкое внимание на Западе. Как пишет Financial Times, оно породило надежду на то, что генеральный секретарь Си Цзиньпин сумеет установить более справедливую легальную систему, на которую не смогут сильно влиять кланы, пустившие корни на местах. С другой стороны, высказываются опасения, что лозунг управления по закону может быть прикрытием для гонений на диссидентов и комментаторов в китайском сегменте Интернета.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил: «Последние недели перед пленумом показывают, что там будет довольно жесткое противоборство. С одной стороны, есть люди, которые трактуют формулу «управлять на основе «фа» (то есть закона) в том же смысле, что и на Западе, – должно быть верховенство права. Однако есть публикации, которые дают совершенно другое истолкование термина «фа». Еще в древние времена этот термин означал не какие-то права человека, а жесткое управление со стороны государства».
Эта традиция восходит к легистам – сторонникам жесткой императорской власти в Древнем Китае. И о ней сегодня вспоминают. Вот, например, только что состоялась так называемая коллективная учеба членов политбюро. Это привычная форма идеологической подготовки к важным событиям. Приглашается лектор, а затем идет обмен мнениями. Потом следует заключение генерального секретаря о том, как надо все это понимать.
«Интересно, что и в выступлении лектора, и в выступлении Си Цзиньпина было использовано много древних текстов. Мне представляется, что никаких надежд на то, что пленум примет какую-то программу либерализации режима, нет. Напротив, речь идет об исключительности Китая, о том, что у Китая есть богатая история управления государством, народом и чиновниками. И это богатое наследие должно реализоваться наряду с марксизмом-ленинизмом», – говорит эксперт.
То есть легитимность Коммунистической партии базируется не только на марксизме и социализме, но и на богатстве древней политической и этической мысли Китая. Идет противоборство двух тенденций. Первая – сокращение авторитаризма партии. И вторая трактовка: должна осуществляться демократическая диктатура народа. Это формулировка Мао Цзэдуна. Руководство партии не отказывается от его наследия. Более того, сейчас стали говорить, что не надо забывать о классовой борьбе. Говорится, что классовая борьба должна учитываться, она никуда не девается.
По словам Бергера, «этой линии придерживаются не только левые элементы, а значительная часть функционеров в самой партии, которые стоят за жесткую борьбу с коррупцией, за дисциплину, борьбу с произволом чиновников. В этой полемике ясно проявилось, что Си Цзиньпин – на стороне жесткой линии. Он либерал только в экономике. Но в политике – отнюдь не либерал».
Генсек цитирует и легистов, и конфуцианцев. В этом его колоссальное отличие от Мао. Мао боролся против конфуцианства. А Си Цзиньпин не исключает конфуцианцев, он берет все наследие, заключил эксперт.
Как ожидают, пленум примет решение о привлечении к ответственности по обвинению в коррупции Чжоу Юнкана, бывшего члена постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, высшего властного ареопага.
Работа предстоящего пленума не оставила равнодушными и представителей иностранных компаний в КНР. Председатель Верховного суда Чжоу Цян заверил их, что китайские суды будут относиться к иностранным инвесторам справедливо.