Джон Керри и Сергей Лавров заложили фундамент для сложного диалога. Фото Reuters
В отношениях России и Запада наметился переход от конфронтации к сотрудничеству. Основания говорить об этом дала встреча в Париже министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, в рамках которой стороны впервые с начала украинского кризиса достигли конкретных договоренностей о сотрудничестве и наметили пути выхода на конструктивный диалог. Успех парижской встречи может быть закреплен на открывающемся сегодня в Милане двухдневном 10-м саммите «Азия–Европа» (АСЕМ), где ожидаются переговоры президента РФ Владимира Путина с украинским коллегой Петром Порошенко и ключевыми европейскими лидерами.
Трехчасовая беседа Лаврова и Керри началась с прогулки по живописному саду, расположенному в резиденции американского посла в Париже. Главы дипломатических ведомств двух стран, оторвавшись от помощников, присели на деревянную скамью. По итогам этой встречи, завершившейся вполне формально, в зале для переговоров, стороны решили обмениваться разведданными, касающимися активности боевиков «Исламского государства» в Сирии и Ираке, и вести борьбу с терроризмом в Ближневосточном регионе вместе. Не исключено, что Москва поставит новые вооружения иракским силам безопасности, примет участие в их боевой подготовке и направит в помощь Багдаду консультантов. Кроме того, Россия и США обозначили важность совместной работы с Ираном по выработке всеобъемлющего соглашения, которое гарантировало бы международному сообществу исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана.
Таковы первые признаки американо-российской оттепели за последние семь месяцев, отмеченных украинским кризисом и взятым Вашингтоном курсом на международную изоляцию Москвы. New York Times не называет происходящее перезагрузкой, но говорит о явной корректировке курса США в отношении России. По словам Керри, он хотел бы привлечь Москву к сотрудничеству по ряду международных проблем (Эбола, КНДР, Афганистан, Сирия, Йемен), чтобы заложить позитивный фундамент для более сложного диалога, касающегося основных раздражителей в двусторонних отношениях. «Лавров и я вместе приехали сюда обсудить широкий круг вопросов и попытаться найти путь к пониманию того, что на наших странах лежит значительная ответственность и они имеют возможность сотрудничать и работать вместе», – сказал Керри. Похожую мысль озвучил Лавров: «У нас есть понимание, что Россия и США играют особую роль в глобальных усилиях по решению проблем, которые касаются всех без исключения народов и государств».
Стороны неизбежно коснулись и украинского вопроса. Здесь Керри назвал условия отмены западных санкций против РФ. Во-первых, несмотря на отвод свыше 17 тыс. солдат от российско-украинской границы, там остается боевая техника, которой также быть не должно. Во-вторых, контроль над границей должна осуществлять Организация безопасности и сотрудничества в Европе. В-третьих, Вашингтон просит Москву надавить на ополченцев с целью заставить их отпустить всех пленных, а со своей стороны, Россия должна освободить летчицу Надежду Савченко.
Старший научный сотрудник Центра евроатлантических исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов отметил в беседе с «НГ», что говорить об однозначном превалировании в российско-американских отношениях факторов, способствующих снятию напряженности, пока невозможно. Вместе с тем объективные обстоятельства подталкивают стороны к тому, чтобы совместно искать выход из кризиса. «Украинская экономика находится на грани коллапса, как показывают последние события, не исключен вариант нового майдана, нарастает хаос. Даже невзирая на то, что находящаяся у власти в Киеве элита является откровенно антироссийской, Москва заинтересована в сохранении стабильности в Украине, а США заинтересованы в ней вдвойне, – считает эксперт. – Так что Вашингтону сейчас все-таки выгоднее договориться с Россией, ведь очередной майдан и крах украинской государственности нанесет по престижу США в Европе серьезный удар. Поэтому будет лучше, если администрация Обамы пойдет на согласование позиций с Россией».
Дипломатическая линия на сближение России и Запада может подтвердиться на саммите АСЕМ. Первоначально РФ на этом форуме должен был представлять премьер-министр Дмитрий Медведев, но решение было пересмотрено, и в деловую столицу Италии отправится Владимир Путин. Речь идет о первом визите российского президента в европейскую страну с июня с.г., когда он побывал во Франции по случаю празднования 70-летия высадки союзных войск.
Основная цель форума, который проводится раз в два года поочередно в одной из стран Европы или Азии, – развитие сотрудничества в области политики, безопасности, финансово-экономической и социально-культурной сфер, транспорта. АСЕМ объединяет 51 игрока в Азии и Европе (49 стран и две организации). Это 28 членов ЕС, Еврокомиссия, Норвегия, Швейцария, 10 государств АСЕАН, секретариат АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Пакистан, Монголия, Бангладеш, а также Австралия и Новая Зеландия. США не входят в эту организацию, но благодаря странам-сателлитам незримо в ней присутствуют.
Украина также не является участницей АСЕМ, однако на полях саммита состоится встреча Путина и Порошенко, возможно, в составе «квинтета», то есть под присмотром канцлера ФРГ Ангелы Меркель, а также премьеров Италии (нынешнего председателя в ЕС) и Великобритании Маттео Ренци и Дэвида Кэмерона. Не исключен и «нормандский формат»: Украина, РФ, Франция, Германия. Центральным вопросом переговоров станет поиск мирного урегулирования в Донбассе.
Заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов дал «НГ» такие разъяснения: «Большинство известных площадок сталкивается с ограничениями, которые были установлены высшими органами Евросоюза. Например, в апреле был введен запрет для стран-членов вести двусторонние межправительственные переговоры с Россией. РФ исключили из «большой восьмерки», потенциально затруднения могут возникнуть и в рамках «большой двадцатки». В рамках многих других структур, предположим, «Петербургского диалога», существуют те же самые преграды. Вот почему на первый план с точки зрения ключевых встреч выходят менее известные площадки – как относительно нейтральные. Это очень выгодное дипломатическое и протокольное решение в нынешней ситуации, потому что диалог, несмотря ни на что, должен идти, причем не только на уровне телефонных разговоров, и все это понимают».
По мнению эксперта, хотя Германия не перестает удивлять своей жесткостью в украинском вопросе, по итогам форума АСЕМ можно ожидать шаги навстречу России со стороны Запада – пусть и очень осторожные, непринципиальные. На Западе (в том числе в Германии, которая близка к тому, чтобы войти в техническую рецессию) начинают понимать, что дело не в миллиардах ущерба, который наносится России или ЕС, а в том, что экономические субъекты начинают оценивать потенциальные риски возникновения нестабильности в мировой экономике как чрезвычайно высокие. И Украина является существенным фактором формирования этих рисков. Рисков такого масштаба, что даже американцы со своими достаточно хорошими экономическими показателями уже ощущают на себе негатив. Для бизнеса неопределенность хуже всего, заключил Белов.