Турецкие танки дислоцируются вблизи Кобани. Фото Reuters
Населенный курдами пограничный сирийский город Кобани на грани падения. Остановить боевиков «Исламского государства» (ИГ) не могут усилившиеся налеты американской авиации. ООН предостерегает по поводу назревающей трагедии, а США подталкивают Турцию к вмешательству через границу. Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ставит свои условия. Подтолкнуть его к действиям не могут и выступления турецких курдов, требующих оказания помощи их собратьям в Сирии.
Уже три надели отряды ИГ ведут наступление на Кобани, они пробились на его улицы и кое-где вывесили свои черные флаги. Из города и его окрестностей бежали в Турцию 160 тыс. жителей.
В самом Кобани осталось лишь несколько сотен человек, им не сдобровать, если боевики окончательно захватят город. Авиация США усилила свои удары, в том числе в самом Кобани. С понедельника она пополнена самолетами F22, сравнительно новыми в американском авиапарке, весьма дорогими (412 млн долл. за штуку) и, по словам экспертов, недостаточно надежными. Бомбовые удары несколько замедлили продвижение боевиков, но не остановили их.
По словам спецпредставителя ООН по Сирии Стефана Мистуры, защитники Кобани сражаются мужественно, однако «скоро они не смогут держаться». Дело в том, что боевики ИГ используют захваченные ими у иракской армии танки и артиллерию, в то время как курды вооружены только стрелковым оружием. «Международное сообщество не может позволить, чтобы еще один город пал», – считает Мистура.
В самой Турции продолжаются выступления курдского населения в пользу оказания помощи собратьям в Сирии. Во время столкновений протестующие громили магазины и жилые дома, забрасывали полицию, здания и автомобили камнями и бутылками с зажигательной смесью. Стражи порядка применяли водометы и слезоточивый газ. Погибли 14 человек, а еще несколько десятков пострадали. Комендантский час введен в провинциях Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Муш, Ван, Батма. Во вторник толпы протестующих курдов ворвались в здание Европарламента в Брюсселе. Они требуют от Евросоюза участия в борьбе с ИГ. Акция протеста прошла до этого в нидерландском парламенте в Гааге
«Кобани вот-вот падет, – заявляет турецкий президент Эрдоган. – Я не вижу эффекта». Он имеет в виду, что действиями одной лишь авиации боевиков ИГ не остановить. Он же сам назвал рецепт боевого успеха – задействование сухопутных войск. Рядом с Кобани сосредоточена группировка турецких войск. Танки шеренгой расположились по турецкую сторону проволочной сетки, обозначающей границу. По другую сторону видна застроенная серыми домиками холмистая местность и дым над ней от авиационной бомбежки. Турецкие власти пока не дают приказа своей армии вмешаться.
Эрдоган преднамеренно драматизирует проблему Кобани и в то же время не соглашается даже с просьбой поддержать защитников города хотя бы артиллерией. Он ведет жесткий торг с американской администрацией по поводу того, как надо действовать в сложившейся обстановке. По его поручению премьер-министр Ахмет Давутоглу и министр иностранных дел Эфкан Ал ведут попеременно переговоры по телефону с госсекретарем США Джоном Керри. Часть своих требований Эрдоган уже публично озвучил. Это прежде всего усиление помощи «умеренной» оппозиции в Сирии, включая поставку оружия и обучение ее формирований. Анкара требует также создания зоны безопасности на прилегающей к границе с Турцией сирийской территории и объявления над ней бесполетной зоны. Все эти требования сводятся к тому, чтобы Вашингтон не только не отклонялся от задачи смены режима в Дамаске, но и продолжал добиваться этой цели в первую очередь.
С точки зрения американской администрации в первую очередь надо обеспечить поддержку Ирака, так как это близкая к США страна. По словам американских официальных лиц, «Вашингтон не ставит задачу защиты того или иного сирийского города». Своей главной боевой задачей американцы сейчас считают необходимость отбросить боевиков в Ираке, уничтожить с помощью авианалетов лидеров ИГ и объекты ИГ в Сирии, вывести из строя нефтедобывающие установки в подконтрольных боевикам районах, чтобы лишить их источников поступления денег. Сухопутные операции будут возможны лишь позднее, когда подготовят соответствующие силы, притом, по мнению отставного генерала Джона Аллена, отвечающего за формирование коалиции, «на их обучение могут уйти годы». Американцы считают излишним требование Анкары объявить бесполетную зону, так как в районе налетов авиации США она уже практически существует.
По утверждению New York Times, разный взгляд на приоритеты привел к трениям между президентом США Бараком Обамой и Эрдоганом. В то же время стороны продолжают активные объяснения между собой. В частности, госсекретарь США Джон Керри ведет активные переговоры. По сообщению телеканала CNN, на этой неделе в Анкару выезжает генерал Джон Аллен.
Этот же телеканал сообщает, что обострение ситуации в Кобани вызвало усиление голосов в международной коалиции. «Назревает трагедия, и мы должны быть готовы», – заявил в парламенте министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. Однако, по утверждению телеканала, большинство участников коалиции не спешат действовать. «Это скорее коалиция нежелающих», – заявил по этому поводу Фади Хакура, сотрудник исследовательской организации Chatham House в Лондоне.
Руководитель Центра изучения Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова обратила внимание «НГ», что партнеры подталкивают Турцию на чрезвычайно сложное решение. Ведь задействование в военной операции сухопутных войск неизбежно ведет к потерям. А это может вызвать серьезные протесты в стране и падение популярности руководства государства. Кроме того, Анкара столкнется с джихадом и возможным противодействием внутри страны со стороны экстремистских элементов. Тем не менее, по мнению эксперта, Эрдогану будет трудно противостоять настойчивому нажиму со стороны союзников.