Роль морской пехоты США на Ближнем Востоке растет. Фото Reuters
Пентагон создает тактическую группу сил быстрого реагирования в Персидском заливе. Она будет размещена в Кувейте, состоять из морских пехотинцев и насчитывать 2,3 тыс. военнослужащих. Вашингтон планирует использовать ее в том числе и против боевиков «Исламского государства» (ИГ). Мобильные отряды специального назначения становятся основой американской стратегии реагирования на мировые вызовы, считают эксперты.
Командующий корпусом морской пехоты США генерал Джеймс Эймос сообщил, что около половины планируемого числа военнослужащих прибыло в Кувейт. Соединение в составе Центрального командования США планируется обеспечить воздушным компонентом. По некоторым данным, речь идет об ударных и военно-транспортных самолетах, штурмовиках AV-8B Harrier, конвертопланах MV-22B Osprey и самолетах дозаправки KC-130J Super Hercules.
Силы быстрого реагирования в Кувейте создаются как ответ на теракт в ливийском городе Бенгази 11 сентября 2012 года, когда погиб посол США Кристофер Стивенс и еще три американских гражданина. Возникла необходимость обеспечить возможность быстрой эвакуации дипломатической миссии США в случае аналогичного обострения ситуации в той или иной ближневосточной стране.
Получается, группировка была задумана еще до того, как Вашингтон начал войну против ИГ. Вместе с тем, так как задача сил быстрого реагирования – оперативно отвечать на возникающие угрозы безопасности и гуманитарные кризисы в регионе, морпехи, по словам Эймоса, могут быть использованы для усиления охраны посольства США в Багдаде, спасения пилотов, сбитых в момент нанесения авиаударов по джихадистам, или выполнения консультативных функций при иракской армии. Не исключено и добавление принципиально иных задач, ведь, по словам командира 8-го полка 2-й дивизии корпуса морской пехоты полковника Кеннета Детрю, смотреть на ситуацию нужно через очки политики и дипломатии: «Нам просто необходимо оставаться гибкими и мобильными и сохранять быстроту реакции».
Аналогичные силы быстрого реагирования морпехов уже существуют на базах «Морон» в Испании и «Сигонелла» в Италии, они также были созданы в ответ на инцидент в Бенгази, но при Африканском командовании США. За короткое время эта группировка была расширена с 500 до 1,4 тыс. военнослужащих, произошло ее подкрепление новыми единицами авиации (например, военно-транспортными самолетами C-130 Hercules). Морпехи Африканского командования проявили себя в момент последнего кризиса в Ливии. 26 июля группа из 80 морских пехотинцев вывезла свыше 150 сотрудников американского посольства через пустыню к тунисской границе. Переезд длился шесть часов. Группировка была готова выполнить транспортировку на конвертопланах, однако глава дипмиссии Дебора Джонс посчитала этот путь слишком рискованным. Впрочем, в ходе операции все равно были задействованы как MV-22B Osprey, так и KC-130J Super Hercules.
В военной терминологии США такие отряды называются воздушно-наземными тактическими группами морской пехоты специального назначения (ВНТГМСН) и меняют традиционные представления о действиях морских пехотинцев как военнослужащих, десантирующихся с моря. Число тактических групп скорее всего будет расти. По выражению Эймоса, цель Вашингтона – превратить ВНТГМСН в своеобразную глобальную службу «911». По словам бригадного генерала Джона Лава, еще одна ВНТГМСН должна быть создана при Южном командовании США (Центральная и Южная Америка, Карибский бассейн), но пока на это не хватает бюджетных средств. Кроме того, в Азиатско-Тихоокеанском регионе восстановлена Третья экспедиционная дивизия морской пехоты в составе теперь уже четырех батальонов, растет присутствие морской пехоты США в австралийском Дарвине и на острове Гуам (территория США).
Аналитик Центра новой американской безопасности, отставной офицер ВМС США Джерри Хендрикс считает: дальнейшее развитие сил быстрого реагирования морской пехоты должно идти по пути уменьшения численности группировок и их размещения на кораблях контроля прибрежной зоны и высокоскоростных кораблях, чтобы в нужный момент объединять силы. На страницах Wall Street Journal Эймос ответил эксперту: «В совершенном мире мы бы скорее создали именно такие группы морского базирования. Но сейчас у нас недостаточно кораблей».
Таким образом, Пентагон в свете опыта затяжных наземных кампаний в Ираке и Афганистане делает ставку преимущественно на небольшие отряды быстрого реагирования. Заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев подчеркнул в интервью «НГ», что создание тактической группы морской пехоты в Кувейте иллюстрирует общую тенденцию, которую обозначил еще Джон Кеннеди после Карибского кризиса. Открывая школу по подготовке спецназа, он сказал, что войны между СССР и США никогда не будет, поэтому актуально применение сил специального назначения. После окончания холодной войны США пошли по пути свертывания баз с большим количеством личного состава и их замены небольшими группами. «Открытое применение ВС в современных условиях весьма проблематично (нужно прятаться за полулегитимными формами типа «миротворческой операции» или «гуманитарной миссии»), в отличие от использования спецназа, – пояснил эксперт. – Несмотря на то что сейчас в США темпы наращивания расходов на оборону замедляются, сил специальных операций секвестирование касается в наименьшей степени. Это прочно утвердившийся приоритет».