Турция усиливает свою группировку в пограничном районе. Фото Reuters Фото Reuters
Вчера турецкий парламент рассмотрел запрос правительства на продление санкции вооруженным силам на проведение трансграничных военных операций. Как накануне объявил президент Реджеп Эрдоган, Турция примет участие в антитеррористической кампании, не отказываясь от цели отстранения от власти президента Сирии Башара Асада. По сообщению Reuters, Анкара перебрасывает к сирийской границе танки.
Эрдоган выступил в парламенте страны с разъяснением подходов Анкары к ведущейся в регионе кампании борьбы с террористическим «Исламским государством». При этом он раскритиковал нынешнюю воздушную кампанию международной коалиции как недостаточную и дал понять, что она не должна отвлекать от такой важной цели, как отстранение от власти президента Сирии Башара Асада.
«Тонны бомб лишь обострят угрозу и опасность, – заявил Эрдоган. – Мы открыты и готовы к любому сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Однако все должны понимать, что Турция не является страной, добивающейся временных решений, не позволит Турция, чтобы ее использовали».
По словам турецкого президента, его страна непосредственно страдает от конфликта в соседних странах. «Число беженцев из Сирии и Ирака, пришедших к нам, достигло 1,5 млн человек, – сообщил он. – Мы потратили на них 4,5 млрд долл. Мы не делаем этнических или религиозных различий, принимая беженцев, а смотрим на них как на простых людей».
Сообщив, что Анкара не имеет территориальных притязаний к кому-либо, Эрдоган заявил, что требуемый правительством мандат для армии предусматривает разрешение для вооруженных сил «в случае необходимости вести борьбу и проводить трансграничные операции и отправлять для этого военных за границу».
Как уже сообщалось, на сирийской стороне границы в последнее время шли напряженные бои между боевиками «Исламского государства» и сирийскими курдами. Наблюдался большой наплыв беженцев в Турцию. Поначалу турецкие пограничники даже целые сутки не пускали людей на свою территорию, но старались обеспечить их безопасность. Затем беженцев впустили в Турцию. Как считают обозреватели, именно наплыв беженцев из Сирии подтолкнул Анкару на более решительную роль в конфликте.
«Мы будем сражаться эффективно против «Исламского государства» и других террористических организаций в регионе, это всегда будет нашим приоритетом, – сказал Эрдоган. – Мы также будем считать приоритетной целью устранение нынешнего сирийского режима с тем, чтобы защитить территориальную целостность Сирии и способствовать установлению конституционной, парламентской системы, которая будет служить всем гражданам».
Газета Washington Post в своем сообщении из Анкары отмечает, что новая редакция законодательного акта, предоставляющего вооруженным силам разрешение на трансграничные операции, в отличие от предыдущей содержит формулировку, разрешающую иностранцам использовать турецкую территорию в ходе военных операций против террористов. Газета поясняет, что это позволит США использовать аэродром в Инджирлике для проведения воздушных операций международной коалиции. Кроме того, издание обращает внимание на то, что у турецких властей не сложились отношения с сирийскими курдами, частично перешедшими на турецкую территорию под давлением боевиков ИГ. Курды якобы считают, что Анкара помогла ИГ.
С чем связаны наблюдающиеся сейчас переброски турецких войск в район границы с Сирией? Не может ли эта страна бросить в конфликт свои сухопутные силы, вторые по численности в НАТО? Отвечая на эти вопросы «НГ», заместитель руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова обратила внимание на то, что нынешние турецкие власти с большой настороженностью следят за развитием ситуации в сопредельных странах, где ИГ расширяет зону своего контроля, несмотря на бомбардировки с воздуха. Поначалу Анкара не приняла участия в международной коалиции и не давала разрешения на использование коалицией американской авиабазы в Инджирлике. Это вызвало все более усиливавшуюся критику со стороны союзников.
В то же время для Турции серьезную проблему создал наплыв беженцев из Сирии и Ирака, особенно в связи с наступлением боевиков ИГ. Тогда Анкаре пришлось вступить в коалицию. По мнению Глазовой, Анкара скорее всего создаст буферную зону на сирийской стороне границы, и она рассчитывает на поддержку этого шага партнерами. В то же время турецкие власти вряд ли изменят скептическую оценку того, как ведется военная кампания против ИГ. Поведение Анкары не предвещает, что она сейчас готова предоставить международной коалиции нужный ей сухопутный компонент в борьбе с ИГ.