Фото Reuters
В США идет обширная модернизация ядерного оружия и мест его производства. Она продвигается крайне сложно и может стоить казне более триллиона долларов. Администрация называет этот процесс неотъемлемым этапом заявленного Бараком Обамой движения к безъядерному миру, однако критики говорят об отходе от обязательств, взятых на себя президентом.
По информации New York Times, после того как в апреле 2010 года Москва и Вашингтон подписали Договор о сокращении стратегических наступательных ядерных вооружений, несмотря на не слишком амбициозные задачи, поставленные перед сторонами, Обама, для того чтобы получить поддержку Конгресса, был вынужден пойти на соглашение с республиканцами. Те потребовали масштабной программы по модернизации ядерного оружия и мест его производства.
Столкнувшись с запустением ядерной инфраструктуры, подобным упадку автостроения в Детройте, администрация решила не проводить денежные вливания в старые объекты, а строить новые. Речь идет прежде всего о замене объектов по производству боеголовок, в число которых входят восемь крупных заводов и лабораторий, где занято более 40 тыс. человек. Цена вопроса, по экспертным данным, от 900 млрд до 1,1 трлн долл. – на 30 лет и 355 млрд долл. – на ближайшее, наименее затратное десятилетие. Затем придет черед основных расходов в связи с модернизацией ракет, бомбардировщиков, подводных лодок.
Однако результат часто не оправдывает гигантских вложений. Самым успешным признан опыт строительства нового ядерного объекта в Канзасе, который был сдан в срок без перерасходов. Того же нельзя сказать о других объектах, чья реализация все откладывается, а стоимость все растет. Так, объект в Нью-Мексико вырос в цене с 660 млн до 5,8 млрд долл., а объект в Теннесси – с 6,5 млрд до 19 млрд долл. Между тем денег в казне не хватает. В июле независимая комиссия Конгресса и Минобороны заявила, что США не могут позволить себе новое поколение ракет, бомбардировщиков и подводных лодок. По мнению этих экспертов, перерасходы будут покрыты за счет модернизации обычных вооружений.
Но главное, Обама, выступавший со знаменитой речью в Праге в пользу безъядерного мира и получивший за эту концепцию Нобелевскую премию мира, не считает проводимую им модернизацию противоречащей этой идеологии. Напротив, как утверждают в администрации, модернизация позволит сократить ядерный арсенал: в теории благодаря повышению точности и надежности оружия страна сможет обеспечивать свою безопасность с помощью гораздо меньшего количества ядерного оружия и пойдет на сокращения. Вместе с тем критики говорят, что Конгресс едва ли пойдет на такие сокращения в одностороннем порядке. Работать же в связке с Москвой на фоне сегодняшнего кризиса, который продлится еще неопределенное количество времени, не представляется возможным. Да и не только в Конгрессе дело, а в общей позиции Вашингтона. Несмотря на доклад бывшего заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов отставного генерала Джеймса Картрайта, высказавшегося в пользу сокращения ядерного арсенала США до 900 боеголовок, Обама заявляет, что не будет действовать в одностороннем порядке. В результате президент, выступавший за безъядерный мир, рискует завершить два срока со слегка урезанным ядерным арсеналом и серьезно модернизированной ядерной инфраструктурой.
Заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев не усматривает противоречия между модернизацией ядерных объектов и обещаниями Обамы. «Обама, как и лидеры других ядерных держав, а также специалисты в этой области, прекрасно понимает, что путь к безъядерному миру очень длительный и этот мир наступит не при нашей жизни, – отметил эксперт в беседе с «НГ». – Что касается модернизации, то у американцев уже наступает период необходимой замены устаревших ракетных комплексов на комплексы нового поколения. В России она началась несколько раньше, чем в США. Есть гарантийные сроки эксплуатации, и у американцев они заканчиваются чуть позже».
Напротив, главный советник – руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований Владимир Козин, автор подготовленной к печати книги «Тактическое ядерное оружие США: модернизация или сокращение?», уверен: противоречие в заявленном и реальном курсе Обамы относительно ядерного оружия налицо. «Впервые мысль о строительстве безъядерного мира была высказана Обамой в 2009 году в Праге, – отметил эксперт. – Сказав это, он одновременно заявил, что данная цель вряд ли будет достигнута при его жизни. В следующем году госсекретарь Хиллари Клинтон выразила сомнение в достижении этой цели уже при жизни нескольких поколений американцев. В идее Обамы вообще нет ни конечных сроков выхода на безъядерный мир, ни конкретных этапов. А между тем в планах США предусмотрена модернизация и стратегических (СНВ), и тактических (ТЯО) ядерных вооружений до 2075 года и далее до конца XXI века. При этом на модернизацию СНВ до 2044 года уйдет от 0,8 трлн долл. до 1,08 трлн долл., а на модернизацию ТЯО до 2038 года – 65 млрд долл. Конечно, все ядерные державы модернизируют свои ядерные средства. Однако отличие американской позиции заключается в том, что США активно развивают противоракетную оборону и являются единственным государством в мире, которое размещает ядерные и неядерные, оборонительные и наступательные вооружения в непосредственной близости от РФ и придерживается доктрины нанесения первого ядерного удара».