На фото Андреас Шоккенхофф. Фото Reuters
Несмотря на наступивший, пусть и непрочный, мир на юго-востоке Украины, официальная Германия не прекращает борьбы с нынешним режимом России. На этот раз жертвой немецких политиков, судя по всему, должен стать ХIV форум «Петербургский диалог», который состоится в конце октября в Сочи и пройдет под лозунгом «Гражданское общество – мост к взаимопониманию и доверию».
Как сообщает немецкий еженедельник Spiegel, заместитель руководителя фракции правящей в стране (совместно с социал-демократами) коалиции ХДС/ХСС в германском Бундестаге Андреас Шоккенхофф и специалист по внешней политике от зеленых Мариелуизе Бек решили отказаться от поездки на этот форум, который, как известно, был организован немецким канцлером Герхардом Шредером и российским президентом Владимиром Путиным в 2001 году как площадка для неформального обмена мнениями. В качестве причины отказа немецкие политики сослались на «напряженные отношения с Россией».
Очевидно, их позиция в значительной степени базируется в том числе на анализе положения в РФ, подготовленном германским МИДом. Согласно этому анализу, пишет журнал, «российская Госдума пляшет под путинскую дудку, а органы юстиции выносят выгодные Кремлю приговоры». При президенте Путине, мол, «страна почти во всех отношениях превратилась в авторитарное государство». В подготовленной немецким МИДом бумаге далее сообщается, что большая часть среднего класса и элит поддерживает сложившееся положение дел, поскольку «экономически выгадывает или зависит от существующей системы». Не говоря уже о давно известных проблемах коррупции.
Получается, что говорить с российским обществом не о чем да и не с кем.
В этом плане подход экспертов МИДа и ряда германских политиков очень напоминает высказывания некоторых лидеров российской оппозиции. Так, на днях известная правозащитница Людмила Алексеева заявила в интервью агентству Deutsche Welle относительно отсутствия в РФ массового протеста против Кремля, что, мол, протестного движения нет, потому что у российских граждан нет привычки и умения выражать свое мнение публично. «Нас от этого отучали и в царской России, и в советское время, и сейчас продолжают отучать», – подчеркнула она.
Пожалуй, не соглашусь с уважаемой Людмилой Михайловной, поскольку сам был свидетелем и событий, связанных с ГКЧП в 1991 году, и гражданского противостояния 1993 года, и протестных акций на Болотной площади еще совсем недавно. В России, конечно, существуют и привычка, и умение выражать свое мнение публично. Иначе не было бы по большому счету ни свержения царизма, ни Октябрьской революции, да и нынешние оппозиционеры не могли бы так свободно выражать свое мнение и в печати, и на улицах городов. (Разумеется о степени свободы выражения протеста можно поспорить, даже сравнить его с другими государствами.) Просто повода для массовых выступлений населения, наверное, сейчас нет.
Людей волнуют в настоящее время вполне обыденные вопросы. Согласно данным опроса Левада-Центра, 80% россиян не хотят участвовать ни в каких массовых акциях протеста. Но я думаю, что это не означает, будто российский народ отупел и стал безразличен. Опросы Левада-Центра в августе 2014 года показывают, что более 70% населения не нравится рост цен, 40% обеспокоены бедностью и обнищанием, а 30% – несправедливым распределением доходов.
Когда эти настроения созреют до открытого протеста, я сегодня сказать не могу. Но понятно, что власть пытается держать и, судя по всему, будет держать руку на пульсе событий.
В то же время в Германии у населения свои страхи. Как сообщает газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, согласно последнему опросу Института общественного мнения в Аленсбахе немцев (и прежде всего молодежь) беспокоит вооруженное противостояние на востоке Украины, война в Сирии и Ираке, события в Центральной Африке. 26% граждан ФРГ опасаются возможности начала третьей мировой войны, и число таких постоянно растет (в 2000 году их было только 13%).
Это свидетельствует о том, что люди остро ощущают нестабильность мира, что они неравнодушны и их волнуют самые различные вопросы. Понятно, что возможность обсудить их на мировых форумах и проанализировать болевые точки поможет и разрешению старых конфликтов, и предотвращению новых. Поэтому напрашивается логический вывод, что необходимо чаще контактировать и дискутировать. Ведь гражданская война на востоке Украины, антироссийские санкции и ухудшение экономической ситуации в нашей стране взаимоувязаны. И они грозят как серьезной дестабилизацией экономических отношений в мире, созданием противостоящих друг другу экономических – возможно, в перспективе и политических – блоков (и не только в России), так и обострением военного противостояния, которое может подтолкнуть мир к третьей мировой войне.
В этом плане для меня отказ немецких политиков поехать в Сочи означает, что для них в России уже нет собеседников, да и нет тем, по которым можно было бы дискутировать: фронты обострились до последней крайности. Другими словами, точка невозврата к прежним отношениям диалога, о которой первым, как известно, говорил некоторое время назад теперь уже бывший глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, уже пройдена. А это фактически означает состояние холодной войны, тем более что площадок для дискуссии российской и немецкой общественности остается сегодня все меньше и меньше. Но ведь всем известно, что холодная война всегда чревата горячей.