Николя Саркози готов вновь покорять президентский Олимп. Фото Reuters
Вчера экс-президент Франции Николя Саркози собирался перед многомиллионной телеаудиторией официально заявить о возвращении в политику и объяснить его причины. Впрочем, о его амбициях стало известно еще на днях: в соцсети Facebook Саркози сообщил, что претендует на должность председателя своей партии – «Союза в поддержку народного движения» (СПНД). Это вызвало панику его конкурентов-однопартийцев и энтузиазм французов, сочувствующих правому флангу. Однако соцопросы показывают, что популярность политика далеко не так велика, чтобы заблаговременно праздновать триумф.
Конец спекуляциям, слухам, пересудам. «Я кандидат на должность председателя своей политической семьи», – написал Саркози на своей странице в Facebook, однако соцсетями не ограничился. Вчера он собирался в 20.00 (22.00 мск) дать интервью телеканалу France 2, чтобы объяснить причины возвращения на политическую арену, которую покинул после поражения на выборах в мае 2012 года, и напрямую обратиться к народу. Тональность выступления можно было предугадать, руководствуясь одной из фраз в Facebook: «Я почувствовал, что у многих французов возник соблазн больше не верить ни во что и ни в кого, как если бы все на свете политики стоили друг друга или скорее как если бы ничто на свете больше не стоило и ломаного гроша».
Наблюдатели отметили, что в своем обращении Саркози использовал риторические традиции генерала Шарля де Голля и Жака Ширака. Слова «СПНД» или «партия» не упоминаются, вместо них чаще всего – «объединение». Политик взывает не к сторонникам, а ко всем французам. Такие приемы напоминают об Объединении французского народа, первой из «голлистских партий». В другом месте Саркози противопоставляет тоску по былому величию Франции ее сегодняшнему упадку, что является прямым отсылом к знаменитой евроскептической речи Ширака. Таким образом, идя в ногу со временем с помощью соцсетей, Саркози в то же время сыграл на ширако-голлистской ностальгии.
Выборы председателя СПНД состоятся 29 ноября. Второй тур, если в нем будет необходимость, пройдет 6 декабря. Сейчас партией управляет триумвират бывших премьер-министров – Алена Жюппе, Жан-Пьера Раффарена и Франсуа Фийона. Такое руководство в СПНД сложилось после отставки в мае Жан-Франсуа Копе, которого, кстати, сгубил скандал с предвыборными фондами Саркози. При этом Жюппе и Фийон не скрывают желания попасть в Елисейский дворец и, видимо, попытаются встать на пути у настроенного вновь взойти на президентский Олимп Саркози (в том, что должность председателя СПНД будет использована им как трамплин для прыжка в кресло главы государства, никто не сомневается).
По выражению Жюппе, «матч за 2017 год начался», противник пошел на перехват мяча, но он, Жюппе, от своих амбиций не отказывается. Фийон пригрозил покинуть политическое объединение, если Саркози станет у его руля. Работавшие некогда в связке президент и премьер сегодня находятся в крайне напряженных отношениях вплоть до невозможности сосуществования на одной политической площадке. Спокойнее отреагировали соперники Саркози по гонке за кресло председателя СПНД. Брюно Ле Мэр сказал, что пришло время каждому из кандидатов изложить свою программу, а Эрве Маритон посчитал честью для себя участвовать в дебатах против Саркози.
Приглядываясь к легкой панике в стане соперников-однопартийцев, Саркози заблаговременно празднует триумф над ними (86% сочувствующих СПНД и 73% сочувствующих правым партиям хотели бы в 2017 году найти его в списке кандидатов в президенты) и, судя по всему, сделает ставку на образ спасителя нации – на фоне сплошной черной полосы в руководстве Франсуа Олланда, рейтинг которого упал ниже 20%. Саркози намерен совершать по две поездки в неделю вплоть до полуночи 27 ноября. Исключением станет только нынешняя неделя: единственная поездка состоится в четверг в регион Нор-Па-де-Кале, где в Ламберсаре его митинг должен собрать 2–2,5 тыс. сторонников. Отправится на французские севера Саркози на скоростном поезде, что считается признаком скромности: после предыдущих скандалов иначе и нельзя. В целом Саркози рассчитывает побывать в каждом из регионов Франции, собирая от 1,5 тыс. до 3 тыс. сторонников.
Правда, пить шампанское Саркози явно преждевременно. Обозреватели отметили, что 19 сентября новость о его возвращении не смогла затмить ни четвертую за президентский срок пресс-конференцию Олланда, ни начало авиаударов Парижа по позициям «Исламского государства» в Ираке. С одной стороны, как пишет журнал Express, французы любят упорных, стойких, неутомимых людей. Благодаря этому качеству в разное время возрождались из пепла ранее было стертые с политической карты Франсуа Миттеран и Жак Ширак, Лионель Жоспен и Франсуа Олланд, да и сам Саркози. Вместе с тем субботний соцопрос показал, что на вопрос «Хотели бы вы, чтобы Николя Саркози стал кандидатом в президенты на выборах 2017 года?» отрицательно отвечает 63% граждан. Тревожный для Саркози звонок, ставящий под сомнение готовность Пятой республики вновь сотворить из него графа Монте-Кристо.