На фото чрезвычайный и полномочный посол КНР в России ЛИ Хуэй. Фото официального сайта посольства КНР в России
11–12 сентября в столице Таджикистана Душанбе пройдет 14-е заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). О том, что будет обсуждаться на этом форуме и предстоящей встрече председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина, рассказал в интервью корреспонденту «НГ» Артуру БЛИНОВУ и представителям китайской печати, аккредитованным в Москве, чрезвычайный и полномочный посол КНР в России ЛИ Хуэй.
– Господин посол, для начала расскажите, пожалуйста, какие планы связывает китайская сторона с предстоящей встречей в Душанбе лидеров наших двух стран – председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина, уже четвертой в текущем году?
– Главы России и Китая в этом году уже провели три встречи. В феврале председатель КНР Си Цзиньпин участвовал в церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи, в мае президент России Владимир Путин посетил с визитом Китай и принял участие в саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в июле руководители двух стран встретились в Форталезе (Бразилия) во время шестого саммита БРИКС. Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и крупными развивающимися экономиками. В ходе частых встреч, оперативных контактов и углубленных обсуждений главы двух государств определяют стратегическое направление и согласовывают решения на высшем уровне по вопросам дальнейшего практического сотрудничества. Прямые контакты лидеров обеих стран способствуют дальнейшему развитию китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства. Это также помогает поддержанию мира, стабильности, развития и процветания в глобальном и региональном масштабах.
В последние годы частота контактов на высшем уровне стала беспрецедентно высокой, уверенно расширяется практическое сотрудничество, гуманитарные обмены становятся все более тесными. Можно сказать, что китайско-российские отношения всестороннего стратегического партнерства и взаимодействия в настоящее время переживают самый лучший период в истории своего развития.
На встрече в Душанбе лидеры двух стран оценят и обобщат результаты развития двусторонних отношений за год и проведут обмен мнениями о путях их дальнейшего развития. Речь идет прежде всего о практическом сотрудничестве в таких областях, как торговля, инвестиции, энергоресурсы, высокие технологии, инновации, развитие трансграничной инфраструктуры. Стороны хотят раньше срока добиться выполнения задачи по увеличению двустороннего товарооборота до 200 млрд долл. Состоится обсуждение международных и региональных проблем. Председатель Си Цзиньпин пригласил президента Владимира Путина в ноябре принять участие в 22-й неформальной встрече лидеров АТЭС в Китае. Я уверен, что поездка президента Путина в Пекин в период золотой осени увенчается значимыми результатами.
– Какие ожидания вы связываете с нынешним саммитом ШОС?
– На 14-м заседании Совета глав государств – членов ШОС намечено провести обмен мнениями по вопросам развития организации, международным и региональным проблемам. Цель обсуждения – обеспечить продвижение практического сотрудничества в рамках ШОС в различных областях. Будут намечены планы дальнейшей работы. Итоги встречи будут отражены в Душанбинской декларации глав государств – членов ШОС.
Можно также рассчитывать, что на саммите ШОС будет одобрен порядок приема в организацию новых членов и утверждено Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о создании благоприятных условий для развития международных автомобильных перевозок.
Шанхайская организация сотрудничества за 13 лет своего существования стала эффективным механизмом совместного развития стран – членов ШОС, способствующим защите мира и стабильности в регионе и в мире. В рамках организации углубляется сотрудничество в сфере безопасности, в экономической, гуманитарной и других областях, устойчиво повышается международное влияние ШОС.
– Как в Китае видят перспективу расширения ШОС?
– На недавнем заседании Совета министров иностранных дел стран – членов ШОС были достигнуты договоренности по правовым документам, касающимся расширения числа участников организации. Стороны в принципе приняли два проекта документов по расширению числа участников, ожидается их одобрение на саммите в Душанбе. Это будет означать, что определен порядок вступления новых стран-участниц в состав организации. Придет время, и все страны, желающие вступить в ШОС и соответствующие определенным требованиям, смогут по установленной процедуре подать заявки на вступление в организацию.
Общеизвестно, что Шанхайская организация сотрудничества придерживается принципа неприсоединения, не является союзом, направленным против других государств и регионов, руководствуется принципом открытости. ШОС выражает готовность развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах с другими государствами, международными и региональными организациями и на основе консенсуса принимать в качестве новых членов государства, которые разделяют ее цели и задачи и вступление которых может способствовать продвижению сотрудничества. С момента создания ШОС наблюдателями стали пять государств – Иран, Пакистан, Афганистан, Монголия и Индия, три вошли в качестве страны-партнера по диалогу – Шри-Ланка, Белоруссия, Турция. Кроме этого, ШОС установила партнерские отношения с ООН и многими другими международными организациями.
ШОС широко открывает двери для стран, стремящихся вступить в ее состав. Присоединение к ШОС новых стран-членов непременно придаст новые жизненные силы и поднимет положение организации на международной арене.
– Как, на ваш взгляд, страны – члены ШОС должны укреплять взаимодействие в борьбе с терроризмом?
– Недавно успешно завершились военные учения ШОС «Мирная миссия-2014». Это уже пятые по счету совместные антитеррористические учения. По масштабам и степени приближенности к реальной боевой обстановке они превосходят предыдущие. Их цель – отработка совместных действий и выработка многосторонних решений в рамках ШОС. Такие учения являются грозным ответом на действия «трех сил зла», способствуют реальному обеспечению безопасности и стабильности в регионе.
В настоящий момент, когда переплетаются традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности, постоянно расширяются содержание и объем самого понятия безопасности, странам – членам ШОС насущно необходимо непрерывно укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество, проявлять «нулевую терпимость» в борьбе с «тремя силами зла», а также активно продвигать взаимодействие в таких областях, как борьба с транснациональной организованной преступностью, киберпреступностью, наркотиками, усиленно повышать способность противостояния угрозам и вызовам безопасности.
– В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин в ходе визита в страны Центральной Азии выдвинул концепцию о создании Китаем, приграничными государствами и регионами «экономического пояса Великого шелкового пути». Как эта инициатива координируется с другими механизмами сотрудничества в данном регионе? Какую форму примет сотрудничество между Китаем и Россией после создания «экономического пояса Великого шелкового пути»?
– Я хочу обратить внимание, что стратегическая концепция «экономического пояса Великого шелкового пути» встречена с большим вниманием и одобрением многими странами, в особенности некоторыми государствами Западной и Центральной Азии, а также Россией, Афганистаном и другими. Это инициатива и концепция сотрудничества, которая не является механизмом интеграции или экономической организацией. Здесь не может быть и речи о создании закрытой структуры. Она полагается на существующие двусторонние и многосторонние механизмы и региональные площадки сотрудничества, созданные с участием Китая и других государств, прежде всего – соседних государств. Мы знаем, что древний Шелковый путь проходил по нынешним территориям шести стран-членов и пяти стран-наблюдателей ШОС. Поэтому на нас лежит ответственность наследования духа Великого шелкового пути, его дальнейшего развития, создания благ для каждой страны и каждого народа, проживающего вдоль него.
Россия – мировая держава, протянувшаяся через всю Евразию. В древности по ней проходил Великий шелковый путь. Более того, Россия – хороший сосед, хороший друг, хороший партнер Китая. Поэтому Россия является неотъемлемым важнейшим партнером сотрудничества в деле совместного создания «экономического пояса Великого шелкового пути». Некоторые проекты китайско-российского сотрудничества, такие как строительство нефте- и газопроводов, железной дороги Чунцин–Синьцзян–Европа, автомобильной дороги Западный Китай–Западная Европа, участие китайской стороны в освоении российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, могут быть органично вписаны в контекст «экономического пояса Великого шелкового пути».