Сергей Лавров прочел в МГИМО лекцию о международном положении России. Фото Reuters
Глава МИД РФ Сергей Лавров прочитал вчера первокурсникам МГИМО традиционную лекцию по случаю начала нового учебного года. Однако к выступлению министра было приковано внимание политиков в стране и в мире. По его словам, Москва по-прежнему надеется на мирное разрешение украинского кризиса и развитие сотрудничества с западными партнерами.
В День знаний Лавров провел ежегодную встречу со студентами и преподавателями Московского государственного института международных отношений, который сам окончил в 1972 году. Это был хороший повод, чтобы осветить актуальные проблемы внешней политики России и пояснить позицию страны по ряду ключевых вопросов, в первую очередь по затянувшемуся украинскому кризису.
«Военного вмешательства не будет, – заявил глава МИДа. – Мы выступаем за исключительно мирное урегулирование этого тяжелейшего кризиса, этой трагедии».
Вместе с тем он отметил, что требования о разоружении отрядов ополченцев, воюющих с украинской армией, нереалистичны. «Давайте садиться и разговаривать, а не грозить санкциями и упираться в совершенно нереалистичные требования, чтобы ополченцы сдали оружие и позволили себя уничтожить – мирный план Петра Порошенко сводится именно к этому», – подчеркнул министр.
Лавров рассчитывает, что переговоры в рамках Контактной группы по Украине будут прежде всего посвящены задаче согласования незамедлительного, без всяких условий, прекращения огня.
«Прекращение огня фактически означает косвенное согласие Киева с легитимизацией властей ДНР и ЛНР со стороны Киева, – пояснил в беседе с «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин. – При этом даже если Украина прекратит огонь, ее войска останутся на линии фронта. Возможно, каждая из сторон отведет войска на несколько километров».
По мнению эксперта, вслед за прекращением огня должны последовать переговоры, обсуждение политического статуса ДНР и ЛНР. «Сейчас сообщается, что переговорщики ДНР готовы рассматривать вариант сохранения единого политического поля Украины, что, безусловно, связано с определенными сигналами из Москвы. Эпизод, в рамках которого в воскресенье пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову пришлось разъяснять слова Владимира Путина по поводу государственности, свидетельствуют о том, что идет большой торг, видимо, и на закулисном уровне, между Россией, Западом и Киевом. Вообще, в этом плане складывается хаотичная картина. Но думаю, что Москва будет вынуждать Порошенко даже не к федерализации, а к конфедерализации и главным образом к возможности влияния через эти регионы на определение внешнеполитического курса страны, выраженное блокирующим пакетом по вступлению в НАТО и другие структуры Запада через их политическое представительство. Это ключевой вопрос», – сказал он.
Однако Гущин сомневается, что Петр Порошенко согласится с требованиями, касающимися внешнеполитической ориентации Украины. «Тогда ополченцы сделают следующий военный шаг, чтобы склонить Киев к уступкам на переговорах. Возможно, это будет делаться осторожно, с оглядкой на появление новых баз НАТО и на санкции. Поэтому к перспективе быстрого мира я отношусь скептически», – заключил эксперт.
Наряду с претензиями к мирному плану президента Петра Порошенко Лавров осудил подход Запада к украинскому кризису: «Все, что киевские власти заявляют и делают, получает поддержку на Западе. Абсолютно не критично подходят, предвзято, ангажированно».
Комментируя низкий уровень отношений Москвы с западными партнерами, Лавров предупредил, что Россия не собирается ни выходить из ВТО, ни хлопать дверью в случае новой волны антироссийских санкций. «В первую очередь, мы будем отталкиваться от собственных интересов – защитить свою экономику и социальную сферу, граждан, наш бизнес и одновременно сделать выводы из действий партнеров, прежде всего, на предмет их адекватности, договороспособности и надежности», – подчеркнул министр. Он очень бы не хотел, чтобы Россию вынудили закрывать европейское направление сотрудничества с зарубежными партнерами. Потому что Россия интегрируется в Азиатско-Тихоокеанский регион не вместо, а в дополнение к дальнейшему курсу на углубление всестороннего партнерства с Европой и с Западом в целом.
В этой связи Лавров отметил, что перспективы отмены виз между Россией и Евросоюзом «не очень обнадеживающие», и посоветовал студентам получать многократные шенгенские визы. Кроме того, он поделился своим видением несостоявшегося саммита G8 в Сочи в июне. «Нас никто ниоткуда не исключал, просто наши партнеры не приехали на саммит, – пояснил он. – Они просто прогуляли». При этом Россия не ощутила какой-то огромной потери.