Перед теледебатами Дилма Руссефф (справа) и Марина Силва вели себя как подруги, а не соперницы. Фото Reuters
В Бразилии прошли первые телевизионные дебаты кандидатов в президенты. Хотя претендентов семеро, внимание было приковано к дискуссии двух женщин – действующего президента, члена Партии трудящихся Дилмы Руссефф и социалистки Марины Силвы. Опросы общественного мнения свидетельствуют о растущей популярности оппозиционного кандидата: в случае второго тура за Силву намерены голосовать на 9% избирателей больше, чем за Руссефф.
В Бразилии, как и в России, август ассоциируется с трагическими событиями. 60 лет назад застрелился президент-реформатор Жетулио Варгас, основавший в Бразилии «Новое государство», а в 1976-м в автокатастрофе погиб Жуселину Кубичек, перенесший столицу страны в город Бразилиа. Нынешний август опять отличился: 13-го числа в авиакатастрофе погиб лидер Социалистической партии и кандидат в президенты на предстоящих 5 октября выборах Эдуарду Кампуш.
Смерть 49-летнего политика повергла в шок его соратников. Но, выставив вместо него на выборы 56-летнюю Марину Силву, социалисты имеют теперь более предпочтительные перспективы. По данным соцопросов, за Кампуша были готовы проголосовать около 10% избирателей – против 38% за Дилму Руссефф и 23% за социал-демократа Аэсиу Невиса. Силва же вполне может рассчитывать на выход во второй тур и даже итоговую победу над Руссефф со счетом 45:36% голосов.
Эксперты предсказывают, что для нынешнего президента Силва – самый опасный соперник. «Согласно опросам, которые проводились 23–25 августа, Руссефф поддерживали 34%, Силву – 29%, Невиса – 19% избирателей. Это говорит о том, что впервые за 20 лет бразильские социал-демократы рискуют остаться за бортом второго тура, – сказал в беседе с «НГ» заведующий сектором ИМЭМО РАН, доктор экономических наук Виктор Красильщиков. – Впрочем, у всех бразильских партий общая черта – они выступают за модернизацию страны через решение социальных проблем. Различия между ними касаются тактики достижения этой стратегической цели. Бразильская элита понимает, что страна не будет развиваться, если не будут решены социальные проблемы. И этим она отличается от элиты российской».
В предвыборной кампании Силва наверняка будет использовать имидж женщины из народа. Она родилась в джунглях Амазонии, в многодетной семье сборщиков каучука. Читать и писать научилась в 16 лет. В юности она собиралась стать монахиней, но потом избрала путь защитника экологии. В 2003–2008 годах Силва возглавляла Министерство окружающей среды и на этом посту вступила в конфликт с Руссефф, которая тогда была министром энергетики и добивалась строительства в бассейне Амазонки новых ГЭС. Она даже разочаровалась в политике правящей партии и перешла в стан зеленых, а в октябре 2013-го неожиданно объявила, что вступает в Социалистическую партию, чтобы поддержать кандидатуру Кампуша на грядущих президентских выборах.
Кстати, эти выборы станут для Силвы второй попыткой избраться на пост главы государства. В 2010 году, будучи кандидатом от зеленых, она набрала более 19% голосов, стартовав с нулевыми рейтингами, что позволило ей занять третье место.
Неудивительно, что Силва выступает за расширение инвестиций в охрану окружающей среды. Она будет бороться с вырубкой лесов, настаивает на развитии альтернативных источников энергии, при этом понимая, что без нефтегазовой отрасли Бразилии не выжить. Силва призвала капитально реформировать политическую систему страны и отстранить от власти традиционную элиту.
Этот призыв может принести ей голоса как бедняков, так и значительной части среднего класса. Возможно, ее идеи поддержит и бизнес-сообщество, если она пообещает, что ограничит практикуемое нынешними властями вмешательство государства в предпринимательство. Во всяком случае, удачное участие Силвы в теледебатах отразилось на росте биржевых индексов. «Предприниматели надеются, что с приходом Силвы в стране установится более благоприятный инвестиционный климат», – пояснил Красильщиков.
Руссефф готова принять вызов, брошенный Силвой. Однако экономика Бразилии показывает сейчас самые низкие темпы роста за два десятилетия, и на этом фоне популярность президента страны падает.