Фото Reuters
После того как ранее в этом месяце трагически погиб безоружный юноша Майкл Браун, которого застрелил полицейский, в Фергюсоне нарастают трения. Не ослабевают споры о том, мог ли этот инцидент произойти на почве расовой дискриминации. Они дают повод шире взглянуть на жизнь афроамериканцев в современном обществе.
На символическом уровне чернокожий президент может быть важным фактором, но на практическом уровне самые насущные проблемы афроамериканцев остаются нерешенными. В лучшем случае избрание Барака Обамы в 2008 году может рассматриваться только как промежуточный успех в процессе нормализации жизни общества, который должен быть продолжен.
Ключевой показатель, который позволяет оценить прогресс, – это текущее положение афроамериканцев в Соединенных Штатах. На сегодняшний день социальный и экономический статус афроамериканцев, по сути, является катастрофой.
Например, уровень безработицы среди чернокожих американцев более чем в два раза превышает аналогичный уровень среди белого населения. Вероятность не закончить среднюю школу вместе со своими сверстниками среди чернокожих подростков выше, чем среди подростков из числа белого населения, более чем в два раза.
Кроме того, чернокожие американцы попадают под арест и в тюрьмы приблизительно в шесть раз чаще, чем белое население Америки. По данным Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, на долю чернокожих приходится около миллиона из 2,3 млн американцев, которые в настоящий момент находятся в тюрьмах Соединенных Штатов.
Правда, с чисто правовой точки зрения афроамериканцы сегодня формально имеют те же права, что и белое население. И, без всякого сомнения, об откровенной расовой ненависти и зашкаливающем уровне насилия против афроамериканцев, что портило имидж Америки в 1960-е годы, речи больше не идет.
Но существует много менее явных форм дискриминации, которые едва ли совместимы с реалиями XXI века. Постоянные ухищрения губернаторов, законодателей и судов многих американских штатов с целью заглушить голос чернокожего избирателя являются напоминанием об одном факте из жизни США. Высокий уровень насилия и откровенно преступный характер действий белого истеблишмента, возможно, остались в прошлом, но стремление к дискриминации в любой другой допустимой форме – нет.
Особенно поучительно посмотреть документальные фильмы 1960-х годов – апогея борьбы за гражданские права. Несмотря на всю мощь подавления, с которой столкнулись чернокожие, когда стали отстаивать свои права, было также и много надежды, особенно в глазах чернокожей молодежи. Молодые люди надеялись на лучшее будущее, достойное образование и достойный образ жизни.
Эта надежда сегодня исчезла для многих афроамериканцев. Единственное, что успокаивает, когда думаешь о 72,1% только вступающих в жизнь афроамериканских детей, рожденных вне брака, – это то, что они менее одиноки перед лицом своей беды. Аналогичный показатель для белых детей сегодня составляет 29,3%.
Республиканская партия неистово противится любым реальным социальным реформам, которые сделали бы долю этих детей не столь горькой. Это не удивительно.
Удивительны безразличные слова господина Обамы, которые остаются таковыми даже в тот момент, когда очередная историческая дата дает ему шанс сказать нации несколько слов правды.
Обратимся к речи, которую он произнес у подножия памятника Линкольну в августе 2013 года по случаю 50-й годовщины «Марша на Вашингтон». Тогда, наконец, представилась возможность рассказать нации о том, что не все так уж хорошо в жизни афроамериканцев.
Кто еще, если не чернокожий, который учил конституционное право и находится в должности президента Соединенных Штатов, мог бы сформулировать те меры, которые срочно требуется принять?
И все же господин Обама полностью пренебрег этой возможностью. Он ограничился сладкозвучными словами. И показал, что не приемлет любых критиков, «по мнению которых… мало что изменилось».
Вместо этого он не поскупился на такие утонченные формулировки, как «В чернокожей Америке есть примеры успеха, которые были бы немыслимы полвека назад».
У американцев есть плохая привычка праздновать победу у мильного столба, вместо того чтобы закончить марафон. В 1960 году было необходимо что-то предпринять, чтобы наполнить содержанием пустые слова Декларации независимости и конституционных поправок, принятых в США после гражданской войны.
Таким же образом избрание президентом Обамы было мильным камнем и само по себе не являлось высшим достижением.
США должны продолжить исполнение того, что обещало это событие, и работать над исправлением коварных и менее заметных нарушений гражданских прав – а заодно и экономических дисбалансов, которые являются следствием ошибок прошлого и по-прежнему сохраняются по всей стране.