Пан Ги Мун получил многомиллионный чек на борьбу с терроризмом от саудовцев – посла в США Аделя аль-Джубейра (слева) и постпреда при ООН Абдаллы аль-Муаллими. Фото с сайта www.un.org
Саудовская Аравия выделила 100 млн долл. на нужды Контртеррористического центра ООН (КТЦООН). Эр-Рияд вновь дал понять, что считает экстремистскую группировку «Исламское государство» (ИГ) угрозой для своей безопасности и роли в регионе. Эти джихадисты, действующие в Ираке, Сирии и Ливане, являются прокатарской силой, а Доха и Эр-Рияд, как известно, находятся в состоянии конфронтации.
«Целью (этого взноса. – «НГ») является помощь в создании инструментов, технологий и методов сопротивления угрозе терроризма и ее ликвидации», – заявил в среду посол Саудовской Аравии в США Адель аль-Джубейр, передавая чек на круглую сумму генсеку ООН Пан Ги Муну.
«Если терроризм укрепляется в одной части мира, то доберется и до вас, это только вопрос времени, – добавил он. – Страны, которые не имели дела с терроризмом, не понимают важности борьбы с ним».
Саудовская Аравия граничит с Ираком, где сейчас активно действует экстремистская группировка «Исламское государство». ИГ уже прочно обосновалось в Сирии и теперь предпринимает попытки захватить часть территории Ливана, которому Эр-Рияд выделил в виде дотаций и займов более 1 млрд долл. на укрепление вооруженных сил. Примечательно, что именно добровольный взнос правительства Саудовской Аравии в 10 млн долл. сделал возможным создание КТЦООН в 2011 году. Эр-Рияду принадлежит и сама идея об учреждении данного центра: соответствующее предложение в 2005 году озвучил король Абдалла.
Значение КТЦООН невелико: он проводит конференции, принимает документы, но в реальном процессе борьбы с терроризмом почти не участвует. На сайте этого подразделения ООН сказано, что оно является консультативным органом, который может предложить специальную подготовку, обмен информацией, экспертные оценки, организует проекты и рабочие группы для помощи жертвам терроризма или противодействия использованию радикальными формированиями Интернета и международных финансовых каналов. Не исключено, что, делая столь значительную дотацию, саудовцы хотят усилить функции и повысить значение КТЦООН.
Эксперты признают, что проблема, с которой на первый взгляд так последовательно борется Саудовская Аравия, была косвенно ею же и создана, например, в ходе поддержки в сирийской гражданской войне суннитской оппозиции, которую Эр-Рияд считает противовесом шиитскому Ирану. Вместе с тем, наблюдая укрепление так называемого Исламского халифата как весьма нежелательный побочный эффект своей политики, монархия оказалась вынуждена, по словам эксперта Вашингтонского института ближневосточной политики Эндрю Тэблера, «сдерживать быстро распространяющееся влияние джихадистов, которое считает угрозой как для своей безопасности, так и для признаваемой за собой роли лидера среди арабов-суннитов». У других наблюдателей позиция совершенно другая, они уверены, что правительство Саудовской Аравии финансирует ИГ.
За разъяснениями этого противоречия «НГ» обратилась к президенту Института религии и политики Александру Игнатенко. Эксперт сказал, что необходимо иметь в виду различные течения внутри саудовской элиты. Во-первых, в Саудовской Аравии были и остаются те силы, которые занимались внедрением террористических группировок в разных странах мира. Эти формирования продолжают действовать, но вместе с тем трансформировались и, перестав быть просаудовскими, стали прокатарскими. «Например, в настоящее время в Сирии, Ираке и Ливане существует группировка «Джебхат ан-Нусра», или «Фронт поддержки населения Великой Сирии» – некое инобытие той «Аль-Каиды», которую создавали и финансировали отдельные саудовцы», – отметил Игнатенко.
Во-вторых, наряду с «Джебхат ан-Нусра» регион терроризирует группировка «Исламское государство» (прежнее название – «Исламское государство Ирака и Леванта») – вторая «Аль-Каида», которую сформировали, профинансировали, вооружили и направили сами катарцы. «С Катаром Саудовская Аравия, а также ОАЭ и Бахрейн сейчас находятся в конфронтации. Так что в данном случае, когда король Абдалла выделяет 100 млн долл. на нужды КТЦООН, инициатором создания которого являлся, это искреннее действие, преследующее заявленные цели. Эр-Рияд рассматривает ИГ как реальную угрозу. Данная группировка ставит целью выход на террориторию Саудовской Аравии, захват Мекки и уничтожение Каабы с ее Черным камнем. В этой связи король Абдалла даже выдвинул на границу Саудовской Аравии и Ирака 30 тыс. военнослужащих, чтобы быть готовым к любому развитию событий», – заключил эксперт.
«Саудовцы уже давно считают Катар одной из основных угроз для власти короля Абдаллы, – писала израильская газета «Маарив». – Катар – главный финансовый спонсор «Братьев-мусульман» в Египте и других странах мира. Он поддерживает различные радикальные суннитские группировки на всем Ближнем Востоке. С точки зрения своих соседей, Катар стал серьезной стратегической проблемой».
Другой известный востоковед, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский неоднократно указывал, что со времен Усамы бен Ладена «Аль-Каида» и те террористические образования, которые она породила, стремятся уничтожить «нечестивую и предательскую» саудовскую династию. Так, непрестанную головную боль доставляет Эр-Рияду «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», действующая в соседнем Йемене. Ось между этой группировкой и «Исламским государством» стала бы посмертным триумфом бен Ладена, а для Саудовской Аравии обернулась бы кошмаром, писал эксперт для «НГ» (см. номер от 22.07.14).