Премьер выступил перед сторонниками с «балконной речью». Фото Reuters
Действующий премьер-министр Турции одержал убедительную победу уже в первом туре президентских выборов. Главным козырем Реджепа Тайипа Эрдогана считаются экономические успехи страны, достигнутые за последние десять лет, то есть период правления его кабинета. Оппозиция же критикует его как автократа, склонного к отказу от секулярной политики. Эрдоган обещает туркам новую эру и социальное примирение.
На первых в истории Турции прямых президентских выборах за 60-летнего Эрдогана проголосовало абсолютное большинство избирателей (51,8%), сообщил в понедельник Избирком. Премьер и лидер Партии справедливости и развития (ПСР) был реальным кандидатом на победу и одержал ее. Он на 13 процентных пунктов опередил своего ближайшего соперника – кандидата от объединенной оппозиции, экс-главы Организации исламского сотрудничества Экмеледдина Исханоглу. Сопредседателя прокурдской Партии мира и демократии Селяхаддина Демирташа поддержали 9,7% избирателей.
Сторонники Эрдогана шумно праздновали победу своего избранника в Анкаре. «Я не буду президентом только тех, кто за меня голосовал. Я буду президентом 77 миллионов», – сказал премьер, обращаясь к членам ПСР с балкона штаб-квартиры правящей партии.
«Сегодня – веха в истории Турции. Сегодня день, когда Турция восстает из пепла и рождается новая страна», – заявил он и пообещал гражданам новую эру и социальное примирение.
До сих пор должность главы государства в Турции носила церемониальный характер. Реальные полномочия принадлежали премьер-министру, которым был именно Эрдоган. В должности главы кабмина он проработал с 2003 года и по Конституции не мог оставаться на этом посту еще один срок. На его последний срок выпало мощное противостояние властей с молодежью, протестовавшей против вырубки парка Гези в Стамбуле, а также политики Эрдогана в целом.
Сторонники премьера отмечают его успешную экономическую политику. Зато оппозиция жестко критикует как автократа, склонного к отказу от секулярной политики и отходу от идеалов создателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Она опасается, что Эрдоган превратит Турцию в еще более авторитарное государство, отмечает Reuters. После избрания на пост президента он должен освободить должность премьер-министра и председателя ПСР. Ожидается, что обе эти должности займут его ближайшие соратники.
«Вряд ли турецких граждан ожидают сюрпризы со стороны нового президента, так как Эрдоган не новая фигура на политической арене в стране и в мире, – сказала в беседе с «НГ» заместитель руководителя Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Анна Глазова. – Это политик, который в очередной раз за последние 10 лет доказал свое право быть лидером Турции. Так что его политические приоритеты, а также ряды сторонников и противников хорошо известны».
Говоря о том, какие шаги предпримет новый глава государства, эксперт выделила несколько основных. «Во-первых, Эрдоган продолжит конституционную реформу, которая направлена на расширение президентских полномочий и на то, чтобы превратить Турцию из парламентской в президентскую республику, – сказала Глазова. – Во-вторых, он продолжит борьбу за так называемую новую Турцию, о чем он неоднократно говорил в ходе предвыборной кампании. Она будет включать два аспекта: право Турции на проведение независимой внешней политики и противодействие пятой колонне внутри страны». Речь идет о так называемой параллельной структуре, возглавляемой проживающим в США проповедником Фетуллахом Гюленом. На президентских, а до этого на муниципальных выборах прогюленовские силы выступили против Эрдогана.
«Наконец, Турция оказалась в сложной региональной ситуации. По всему южному периметру ее границы – в Сирии и Ираке – идет полномасштабная война. Конфликт в Сирии отрицательно влияет на турецкую экономику, на имидж ПСР. Ситуация в Ираке обострилась из-за террора боевиков «Исламского государства». По сути, это джихадисты, которым Турция оказывала поддержку в Сирии, а теперь они устанавливают халифат в Ираке», – продолжила Глазова. Правда, что в этой ситуации делать турецкому руководству, пока неясно.
Выборы не обошлись без неприятных сюрпризов. В странах, где проходило предварительное голосование турецкой диаспоры, явка избирателей была практически сорвана. По данным источника «НГ», явка была низкой и в Москве – 1 тыс. человек из ожидаемых 8,5 тыс.