Хайдер аль-Абади – вице-спикер парламента. Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, добивающийся своего переизбрания главой правительства на третий срок, обвинил президента страны Фуада Маасума в нарушении Конституции и объявил, что подает на него жалобу в Федеральный суд. И сразу поступила первая реакция из Вашингтона: американцы поддержали президента как «гаранта Конституции» и объявили о начале поставок оружия в Иракский Курдистан. Следом президент Маасум предложил пост главы правительства Хайдеру аль-Абади, вице-спикеру парламента.
Утром в Багдаде наблюдались признаки чрезвычайной ситуации: на ключевых перекрестках были выставлены наряды сил безопасности и шиитских добровольцев, верных премьеру, была усилена охрана правительственной «зеленой зоны», к столице были подтянуты воинские части.
Обострение обстановки было ожидаемо: в полночь истекал предусмотренный основным законом срок, когда президент должен назвать кандидата на пост главы правительства и тем самым обеспечить прекращение тянущегося с апреля политического кризиса. Но он этого не сделал. Вместо Фуада Маасума выступил по телевидению аль-Малики, обвинивший президента в нарушении закона: он якобы «в интересах политических махинаций не назвал кандидатуру нового премьера».
Практически первыми на это заявление прореагировали в Вашингтоне. Представитель Госдепартамента Мэри Харф заявила, что президент Ирака «является гарантом Конституции». Этот четкий знак в пользу Фуада Маасума продублировал в Twitter Бретт МакГерк, отвечающий в Госдепартаменте за разработку политического курса в отношении Ирака: «Полностью поддерживаю президента Фуада Маасума как гаранта Конституции, а также кандидата на пост премьер-министра, который бы обеспечил национальное согласие». В этот же день было объявлено о том, что США начали поставки оружия пешмерге – войскам Иракского Курдистана, ведущим бои с джихадистской группировкой «Исламское государство».
Фуад Маасум – курд. Пост президента страны предоставляется курдским политикам в силу сложившегося распределения мест в государственном руководстве Ирака между представителями основных этноконфессиональных групп. Известно, что США и ряд западных стран имеют прямые связи с политическим руководством Иракского Курдистана. Представители США публично призывают лидеров Иракского Курдистана к сохранению территориальной целостности Ирака и в то же время добиваются поддержки плана формирования в стране правительства национального единства, которое возглавлял бы уже не аль-Малики, вышедший из доверия Вашингтона.
Именно проблема формирования нового правительства не дает Вашингтону в полной мере ответить на запрос Багдада об оказании военной помощи Ираку. Президент США Барак Обама, объявивший в минувший четверг о начале воздушных ударов американской авиации по силам Исламского государства, подчеркнул, что эти действия носят ограниченный характер и помощь может быть расширена только в случае создания в Багдаде правительства национального единства. Осуществлявшиеся в течение последних трех дней бомбежки боевиков были «точечными». Однако и они заставило силы ИГ отступить из Гевра и Махмура, двух ранее занятых ими курдских населенных пунктов. Сообщается, что это приободрило жителей Курдистана, рассчитывающих на дальнейшую поддержку со стороны Вашингтона. Таким образом, помощь пока оказывается только курдам.
Вчера же в центре внимания оставался Багдад. По сообщениям из иракской столицы, на всем протяжении нынешнего политического кризиса шли переговоры между парламентскими фракциями – как представителями ряда шиитских партий, так и суннитами и курдами – о выдвижении нового кандидата в премьеры, который сменил бы теряющего поддержку аль-Малики. К вечеру Фуад Маасум объявил, что он поручает сформировать новое правительство Хайдеру аль-Абади, выдвинутому парламентским блоком «Иракский национальный альянс».
О наличии кандидата на замену Аль-Малики предварительно сообщил в твиттере сам аль-Абади, являющийся вице-спикером парламента. Остается ждать, когда будет утверждено новое правительство. Однако не исключено, что в условиях сложной военной обстановки свое слово смогут сказать и военные круги.
Почему США так добивались смещения аль-Малики и каково в сложившихся условиях его будущее? Отвечая на эти вопросы «НГ», известный специалист по Ближнему Востоку директор Института религии и политики Александр Игнатенко отмечает, что против аль-Малики выступили как внешние силы в лице США, так и влиятельные внутренние игроки. С точки зрения Вашингтона аль-Малики виновен в том, что коалиция ведущих политических группировок распалась и это привело к ослаблению режима и успехам воюющих против него джихадистов. Против премьера выступили даже влиятельные шиитские группировки. Все это дает повод требовать замены премьера и назначения на этот пост политика, который смог бы создать правительство национального единства.
В то же время, по мнению эксперта, векторы иракской политики действуют разнонаправлено. Быстро меняется и военная обстановка. В этих условиях аль-Малики может попытаться сохранить власть, даже когда ему не предложен премьерский пост. Ведь столица находится под угрозой наступления исламистов и в этих условиях вполне реальна возможность объявления в стране и в столице чрезвычайного положения.
Как считает Игнатенко, политический кризис в целом ведет к обострению противоречий между этноконфессиональными общинами Ирака и их обособлению. Более того, уже сейчас в ряде районов страны наблюдаются их чистки от местных меньшинств, например на юге страны – от нешиитов, а в Мосуле – от неарабов. Все это создает потенциальную возможность раскола и раздробления страны по этнорелигиозным критериям.
В то же время ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов обратил внимание «НГ» на то, что Нури аль-Малики оказался в полной изоляции. Им недовольны сунниты и курды, критически относятся к результатам его правления почти две трети шиитских организаций. Опора премьера – чиновники госаппарата и командование армии. Решительно против аль-Малики американцы, так как считают его ответсвенным за коррупцию и развал армии. Даже такой союзник, как Тегеран, охладел к премьеру Ирака.