На фото адвокат Эдварда Сноудена Анатолий Кучерена. Фото Reuters
Бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден получил в России вид на жительство сроком на три года. Об этом вчера сообщил его адвокат Анатолий Кучерена. Таким образом, теперь экс-разведчик сможет покидать территорию страны, но не более чем на три месяца, а через четыре года – претендовать на российское гражданство.
«С 1 августа 2014 года Эдвард Сноуден получил вид на жительство сроком на три года», – заявил Кучерена на пресс-конференции в офисе агентства Интерфакс. – Мы заблаговременно подали документы в ФМС России, чтобы был рассмотрен вопрос о продлении пребывания Эдварда Сноудена на территории РФ. Решение по заявлению принято». Адвокат напомнил, что в прошлом году Сноуден получил в России временное убежище, срок которого истек 31 июля с.г.
«Почему на три года, а не на пять лет? Мы тоже этот вопрос выяснили. Поскольку существует практика ФМС: лица, которые имеют гражданство другой страны, как правило, получают вид на жительство на три года, те, кто без гражданства, получает вид на жительство на пять лет», – добавил Кучерена. Адвокат объяснил, что речь идет не о политическом убежище, а о временном пребывании на территории России. Получение политического убежища - это совершенно другая процедура, оно предоставляется на основании президентского указа.
Новый миграционный статус дает Сноудену новые возможности. Так, теперь он имеет право покидать территорию РФ, но не более чем на три месяца, иначе вид на жительство может быть аннулирован. Более того, прожив пять лет подряд на территории России и не нарушив ее законов, бывший сотрудник спецслужб США сможет претендовать на гражданство РФ. Один год в России он уже провел, так что остается ждать всего четыре года. Как отметил адвокат, пока Сноуден не определился, хочет ли он получить российское гражданство или со временем вернуться в США.
Были раскрыты и некоторые детали жизни Сноудена. Оказалось, угроза его безопасности сохраняется, но решения о перемещениях, поездках по стране он принимает сам. Экс-разведчик посещает магазины, музеи, театры. И все же образ жизни у него достаточно скромный, так как он думает о своей безопасности. Оформить себе госохрану Сноуден не может из-за бюрократических проволочек и пользуется услугами частного охранного предприятия. «Что касается родственников, безусловно, он скучает. Он находится здесь вдали от родины, и, конечно, особенно первое время, ему было достаточно сложно», – рассказал Кучерена.
Сноуден нашел работу по основной специальности, и она ему нравится: «Он является высочайшим специалистом в области IT-технологий». Американец получает зарплату и живет на нее. Он пользуется помощью частных лиц и НПО через специальный фонд, но лишен господдержки со стороны России. «Тут индульгенции никакой нет», – подчеркнул адвокат, имея в виду основания, которые позволили разоблачителю получить вид на жительство (в их числе – наличие работы, активное изучение русского языка). «Что касается его будущего жилья, этот вопрос остается актуальным, – продолжил Кучерена. – Пока трудно что-либо сказать, потому что неизвестно, как там дальше будут складываться дела в части оказания ему материальной помощи. Государство не может ему выделить какое-либо жилье, несмотря на то что он получил вид на жительство».
Другие подробности, вероятно, станут известны из романа Кучерены «Время спрута», в основе которого – судьба Сноудена. Право на экранизацию произведения уже выкупил известный американский писатель Оливер Стоун. «Это не документальная книга, это художественный роман, но там много будет из истории Эдварда», – пояснил адвокат.
На днях стало известно о некоем последователе Сноудена, который предоставил журналистам секретные документы, датируемые августом 2013 года (Сноуден покинул США в июне прошлого года). На их основе была написана статья для сайта Гленна Гринвальда Intercept. «Что касается последователей – это не один человек, их уже несколько. Эдвард к этому отношения никакого не имеет», – прокомментировал ситуацию Кучерена. По его мнению, все дело в том, что «тот поступок, который совершил Эдвард, не оставляет равнодушным». Так что нельзя исключать дальнейшего расширения круга последователей: «Таких сноуденов, я думаю, в ближайшее время будет еще больше».