Медики Сьерра-Леоне переносят тело умершего от лихорадки Эбола. Фото Reuters
Распространение вируса Эбола началось в Западной Африке в феврале этого года и нарастает в последние недели с огромной скоростью в Сьерра-Леоне, Либерии, Гвинеи и Нигерии. Заболевание, вызываемое этим микроорганизмом, приводит к летальному исходу в 90% случаев. В настоящее время в целом пострадали более 700 человек. Маргарет Чен, глава Всемирной организации здравоохранения, сообщила, что врачи не могут сдержать стремительное распространение лихорадки Эбола по Западной Африке.
Президент Сьерра-Леоне Эрнест Бай Корома объявил 31 июля 2014 года чрезвычайное положение в стране в связи с эпидемией вируса. В Либерии закрыты школы, и госслужащие не выходят на работу, закрыто большинство контрольно-пропускных пунктов выезда из страны.
При заражении вирусом Эболы у больного повышается температура, появляются мышечные и головные боли, сильная слабость, рвота, диарея, сыпь, нарушается работа почек и печени, начинаются внутренние и внешние кровотечения. Вакцины против вируса не существует. Вирус передается от человека к человеку.
Но этот чисто медицинский аспект проблемы может иметь и неожиданные последствия для российской системы высшего образования.
В российских вузах, по данным Центра социологических исследований, в 2011–2012 годах обучались студенты из Сьерра-Леоне в количестве 21 человек, из Гвинеи – 228 и Нигерии – 1292. В ближайшее время студенты из стран риска начнут возвращаться на учебу в Россию, заедут и новые студенты из этих стран. А ведь вирус может поразить и другие африканские государства и территории. Всего из стран Африки (кроме Северной) в России по очной форме обучались 8124 студента в 2011/12 академическом году. И хотя данных за 2013 год пока нет, можно предположить, что, с учетом общего увеличения количества иностранных студентов год от года, количество студентов из Африки не стало к настоящему моменту меньше.
Но пока Роспотребнадзор только рекомендует на своем сайте воздержаться от поездок в Западную Африку. А в международных аэропортах Сьерра-Леоне, Либерии, Гвинеи и Нигерии врачи проверяют всех выезжающих из стран.
Будут ли российские вузы готовы к обеспечению карантина прибывающих? Есть ли у них соответствующие средства и квалифицированные специалисты? И, шире, как происходит заезд иностранных студентов с точки зрения контроля за инфекционными заболеваниями?
Хорошо известный факт, что мест в общежитиях не хватает как для иностранцев, так и для россиян. Комнаты заселяются студентами по максимуму. Напомним, что скрытый период, когда человек уже заражен вирусом Эбола, но проявлений болезни еще нет, занимает от 2 до 21 дня. Понятно, что за это время можно улететь и прилететь в Африку. Напомним, что для получения российской визы на учебу иностранцы предъявляют медицинскую справку о прохождении медосмотра, сдают анализы на ВИЧ и туберкулез.
Пока все эти вопросы остаются открытыми. Но ситуация, очевидно, крайне опасная и требует внимания на самом высоком уровне. Увеличение количества иностранных студентов в целом требует полного пересмотра государственной политики в этом вопросе, а именно: создания условий и соответствующей инфраструктуры в вузах, принимающих иностранных студентов, изменения миграционного законодательства для студентов, оказания медицинской помощи.
А пока медицинская помощь студентам оказывается на основании полисов добровольного медицинского страхования. Это значит, что студенты пойдут в городские поликлиники только тогда, когда приобретут медицинские полисы по приезде. Но известны случаи, когда студенты их не приобретают в связи с дороговизной и отсутствием денег, полис же добровольный.