Фото Reuters
Синдзо Абэ начинает 11-дневную поездку по странам Латинской Америки. Основными темами для обсуждения станут экономическое сотрудничество и развитие проектов в области энергетики.
Турне будет проходить через неделю после того, как в регионе с продолжительным визитом побывал президент России Владимир Путин. Он не только встретил там понимание российской позиции по Крыму и Украине, но и предложил ряду стран большой пакет соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в различных областях, прежде всего в энергетике. Все это должно способствовать существенному повышению значимости находившейся до недавнего времени на периферии российских интересов Латинской Америки во внешней стратегии России.
Кроме того, на днях закончился визит в регион председателя КНР Си Цзиньпина – уже второй за сравнительно небольшой срок его пребывания на высшем государственном посту. Двойной заход Си в неблизкую часть планеты отражает огромный интерес Пекина к Латинской Америке и стремительно растущие связи с ней. В 2013 году объем его торговли с регионом достиг 261,6 млрд долл. (для сравнения – российско-латиноамериканский товарооборот составил 17,5 млрд.) КНР является вторым торговым партнером большинства стран и главным контрагентом Бразилии с 2009 года. Пекин также довел в прошлом году долю своих капиталовложений в Латинской Америке до 20% из общей суммы зарубежных инвестиций в 90 млрд долл.
Очевидно, что в основе бурного роста связей КНР с Латинской Америкой лежат прежде всего прагматические интересы экономически быстро растущего Китая, остро нуждающегося в источниках энергоресурсов и сырья, а также новых рынках сбыта. Не случайно Си предложил создать фонд инвестиций в инфраструктуру Латинской Америки в размере 20 млрд долл. Китай и его латиноамериканские партнеры договорились о создании железнодорожной сети, пересекающей континент и соединяющей побережья Тихого и Атлантического океанов. Это облегчит транспортировку из внутренних районов Бразилии и экспорт в КНР зерна и железной руды. Не говоря уже о строительстве канала через Никарагуа, который должен стать альтернативой Панамскому.
Япония, как и Китай, остро нуждается в зарубежных энергоносителях и сырье. Но в отличие от Поднебесной Страна восходящего солнца лишена их практически полностью. Поэтому и разворачивается острая борьба третьей и второй экономик мира за природные ресурсы в различных частях света. По японским оценкам, Латинская Америка с населением в 590 млн человек и ВВП в 5,8 трлн долл. (что в 2,5 раза превышает совокупный ВВП стран АСЕАН) представляет колоссальный рынок.
В качестве составной части японо-китайского сражения за ресурсы и рынок Латинской Америки можно рассматривать визиты туда руководителей обеих стран. Как откровенно написал вчера орган японских деловых кругов, газета «Никкэй», ввиду растущего китайского присутствия в регионе Абэ посетит Мексику, Перу, Чили, Бразилию и Тринидад и Тобаго с 25 июля по 4 августа с целью укрепления с ними связей.
Так, японское правительство намерено оказать Бразилии помощь в разработке глубоководного нефтяного месторождения объемом 50 млрд баррелей. Помощь будет заключаться в предоставлении технологий, необходимых для добычи нефти на шельфе. Стоимость проекта составит около 20 трлн иен (1 долл. равен примерно 100 иенам). Заодно он должен «поддержать на плаву» саму судостроительную промышленность Японии в ее ожесточенной конкурентной борьбе с тем же Китаем и Южной Кореей.
Япония, как и Китай, намерена оказать содействие в улучшении инфраструктуры с целью увеличения Бразилией экспорта продовольствия. Бразилия – важный источник продовольствия для Японии, самообеспеченность которой едва превышает 40%. В частности, Бразилия является вторым по значимости поставщиком в Японию кукурузы и соевых бобов.
Мексика, по заявлению Абэ, является базой латиноамериканской политики Токио. Японские инвестиции там достигли 12 млрд долл., а объем торговли – 22 млрд. Ключевыми партнерами для Японии являются также Чили и Перу, которые ждут Абэ.
Но особое значение сейчас Токио придает посещению премьером Тринидада и Тобаго. Там он примет участие в первом саммите Япония – Карибское сообщество (Caricom) и объявит о предоставлении входящим в него 14 странам технической помощи в предотвращении природных катастроф, энергетике и рыболовстве – то есть в областях, насущных для бедных островных государств. Помимо экономических выгод правительство Японии рассчитывает на политические дивиденды. Оно надеется завоевать в поддержку своей кандидатуры в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на выборах в следующем году голоса участников Caricom, на долю которых приходится 7% голосов Генассамблеи ООН. А стать постоянным членом Совбеза – заветная мечта Токио.
Визит Абэ в Латинскую Америку также вписывается в курс на возрождение сильной дипломатии Японии на международной арене – после того как, по мнению премьера, правившая до него Демократическая партия фактически провалила внешнюю политику. Указанный курс Абэ намерен проводить под лозунгом «Япония возвращается». В отношении Латинской Америки издаваемая японским МИДом «Голубая книга по внешней политике» ставит следующие четыре задачи: укрепление экономических отношений с регионом; поддержка стабильного развития региона; развитие сотрудничества на международной арене; продвижение японских ценностей в регионе. Последнюю задачу Токио намерен решать, опираясь на 1,7 млн проживающих в Латинской Америке «никкеев» – потомков японских крестьян, которые в 1920-е годы десятками тысяч покидали страдавшую от аграрного перенаселения родину в поисках лучшей доли.
Надо полагать, что в Вашингтоне без большого удовольствия наблюдают за чередой визитов руководителей трех держав из Восточного полушария в Латинскую Америку, особенно за японо-китайской схваткой за регион, который в столице США издавна считали своим «задним двором».