Владимир Путин считает внешнюю политику США агрессивной и непрофессиональной. Фото ИТАР-ТАСС
США и ЕС в среду ужесточили санкции против России из-за усматриваемой ими поддержки украинских ополченцев. Новые меры Вашингтона и Брюсселя можно назвать первым аккордом так называемой третьей ступени, то есть они призваны нанести удар по экономике РФ и позициям российских компаний на мировых финансовых рынках. Похожие санкции может ввести и Япония. Владимир Путин считает, что такая политика противоречит интересам как Старого, так и Нового Света, причиняя ущерб их собственным деловым кругам.
От новой волны американских санкций пострадали Газпромбанк и Внешэкономбанк, а также крупнейший частный производитель природного газа «Новатэк» и нефтяной гигант «Роснефть». Запрещается их акционерное финансирование и финансирование их долговых обязательств сроком более 90 дней. Таким образом, хотя США и не поставили вне закона ни одного сектора российской экономики целиком, они начали составлять новый черный список, который назвали секторальным. «Мы надеемся, что российское руководство еще раз убедится в том, что его действия в Украине имеют последствия, включая ослабление российской экономики и рост дипломатической изоляции», – сказал президент США Барак Обама.
Кроме того, уже существует черный список лиц и компаний, чьи активы в Америке заморожены. Физическим лицам, попавшим в этот документ, запрещен въезд в страну, с юридическими – нельзя сотрудничать. В этот список было добавлено восемь российских оборонных предприятий (НПО «Базальт», концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), концерн «Созвездие», НПО машиностроения, концерн «Алмаз-Антей», концерн «Калашников», ОАО «Конструкторское бюро приборостроения», корпорация «Уралвагонзавод»), пять частных лиц (генерал-полковник ФСБ Сергей Беседа, премьер-министр ДНР Александр Бородай, заместитель председателя Государственной Думы РФ Сергей Неверов, федеральный министр по делам Крыма Олег Савельев, помощник президента Игорь Щеголев), а также нефтяной терминал Феодосии и самопровозглашенные ДНР и ЛНР.
Не столь решительный, но довольно уверенный шаг в сторону ужесточения санкционного курса сделали и европейские союзники США. На саммите ЕС было принято решение по расширению области действия санкций: отныне их можно принимать против лиц и компаний, которые «активно оказывают материальную или финансовую поддержку ключевым российским чиновникам с целью аннексии Крыма или дестабилизации Восточной Украины». До сих пор Брюссель наказывал лишь за прямое участие в этих двух процессах, теперь он развязал себе руки, чтобы добраться и до опосредованных участников, как это уже давно делают американцы. В то же время конкретные фамилии и названия согласованы не были: соответствующие структуры должны составить список к концу июля.
Кроме того, Европейскому инвестиционному банку будет поручено приостановить подписание новых соглашений о финансировании российских проектов (это блокирует поток денег еэсовских налогоплательщиков в Россию), то же самое касается Европейского банка реконструкции и развития в той степени, в которой он подконтролен Евросоюзу.
Комиссии ЕС дано распоряжение заморозить некоторые программы по сотрудничеству с Россией. Наконец, решено ограничить инвестиции ЕС в Крыму. Брюссель призвал международные финансовые институты воздержаться от финансирования проектов, «которые прямо или косвенно означают признание незаконной аннексии». Возможную реакцию России европейские лидеры готовы переносить стоически. «Я бы не сказала, что очень боюсь ответных мер, – отметила канцлер Германии Ангела Меркель. – Мы не можем принимать меры и тешить себя надеждой, что отпора не будет, это часть подхода». На Европейский совет оказывают давление и европарламентарии: вчера они приняли резолюцию по Украине с требованием при необходимости ввести третью ступень санкций.
Япония не хочет отставать от западных партнеров. «Наша основополагающая позиция заключается в том, чтобы согласовывать действия в рамках «большой семерки», учитывая шаги США и ЕС. В процессе этого мы примем надлежащие меры», – заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.
По словам Барака Обамы, новые санкции серьезны,
но разработаны так, чтобы нанести максимальный вред России и минимальный – американским компаниям. Фото Reuters |
Отвечая на вопросы российских журналистов в Бразилиа, президент России Владимир Путин назвал внешнюю политику США агрессивной, непрофессиональной и противоречащей их национальным долгосрочным стратегическим интересам. Из-за санкций крупнейшие американские энергетические компании будут терять в конкурентоспособности. По словам Путина, санкционные меры «имеют эффект бумеранга и, без всяких сомнений, загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят им очень серьезный урон».
В том же ключе высказался и МИД РФ. В первом заявлении говорится о том, что односторонние шаги чреваты ущербом не только для России, но и для самих стран – членов ЕС, который «вопреки собственным интересам поддался на шантаж американской администрации и пошел по пути санкционных мер в отношении России». В другом утверждается: «Санкции – инструмент обоюдоострый. В результате любых ограничений на экономическое и финансовое сотрудничество в серьезном накладе останутся и деловые круги самих США, которым придется платить по счетам Белого дома».
Действительно, как пишет Wall Street Journal, американский бизнес обеспокоен тем, что более жесткие по сравнению с Европой ограничения ставят его в невыгодное положение. В частности, представитель Национальной ассоциации промышленников (НАП) подчеркнула, что НАП разочарована односторонним подходом США к расширению санкций, это подрывает коммерческий потенциал страны.
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что на секторальный уровень западные санкции пока не вышли, речь по-прежнему идет об отдельных физических лицах и структурах, которые рассматриваются как близкие к президенту или имеют интересы на востоке Украины и в Крыму. Тем не менее курс на третью ступень санкций очевиден, а значит, принципиального сближения позиций России и Запада по украинскому вопросу не происходит. Вашингтон и Брюссель по-прежнему проявляют недовольство и обеспокоенность, так как, с их точки зрения, Россия делает недостаточно для того, чтобы урегулировать ситуацию на востоке Украины.
«При этом разница между американским и европейским подходами понятна, – сказал эксперт. – Во-первых, у Европы интересы в России более серьезные, соответственно оппозиция санкциям там сильнее, чем в США. Во-вторых, процесс принятия решений в ЕС сложнее, поэтому европейцы всегда отставали от американцев в раскручивании санкционной спирали».
По мнению Кортунова, в плане отношений России и Запада на фоне все усугубляющихся санкций явного перехода из количества в качество не произойдет, скорее будет поэтапный, может быть, даже не очень заметный процесс деградации контактов, сокращения возможностей для сотрудничества. Существенное долгосрочное воздействие этого процесса на российскую экономику неизбежно.
«Например, санкции будут влиять на оценки политических рисков, и со временем Россия столкнется с проблемой дешевых длинных денег, другими словами, удорожания кредитов. Возникнут трудности с техническим переоснащением российской промышленности, бурением на шельфе, что постепенно будет менять условия включения России в международное разделение труда в худшую сторону. Именно поэтому очень важно как можно быстрее остановить спираль санкций, добившись взаимопонимания с западными партнерами по украинскому вопросу», – заключил собеседник «НГ».