0
2803
Газета В мире Интернет-версия

17.07.2014 00:01:00

Жаркое политическое лето в Турции

Анна Глазова

Об авторе: Анна Владимировна Глазова – заместитель руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований.

Тэги: турция, выборы, президент, эрдоган, ихсаноглу, демирташ


турция, выборы, президент, эрдоган, ихсаноглу, демирташ Фото Reuters

В Турции стартовала кампания по выборам президента, которые пройдут 10 августа. Основными претендентами на президентское кресло являются премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и единый кандидат, выдвинутый от нескольких оппозиционных партий, бывший глава Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдин Ихсаноглу. Третий кандидат в президенты – сопредседатель прокурдской Партии мира и демократии Селяхаттин Демирташ – вряд ли способен составить им серьезную конкуренцию.

Как показывают социологические опросы, наиболее высокие шансы стать президентом у Эрдогана, который может победить уже в первом туре выборов. Однако существует целый ряд обстоятельств, которые могут изменить эти прогнозы. В первую очередь речь идет о том, что предвыборная борьба будет проходить в сложной внутриполитической обстановке, складывающейся в стране. Массовые антиправительственные акции, непопулярные инициативы правительства по контролю над Интернетом, коррупционные скандалы в среде руководства страны наряду с обвинениями в адрес Эрдогана в авторитаризме – все это ведет к внутриполитической нестабильности и падению популярности премьер-министра среди населения.

Эрдоган не без оснований полагает, что за этими событиями стоят внешние силы в лице ряда западных стран и Израиля, а также пятая колонна внутри страны, представляющая собой сторонников и последователей популярного в стране богослова Фетхуллаха Гюлена. Вместе они действительно представляют серьезную угрозу турецкому руководству и способны изменить политическую расстановку сил.

Победа правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на прошедших в марте муниципальных выборах, где она набрала 43% голосов, была расценена Эрдоганом как карт-бланш со стороны избирателей. Как следствие, в своих публичных выступлениях, которые становятся все более агрессивными и эксцентричными, он обещает сторонникам расправиться с внутренними и внешними врагами и стать создателем «новой Турции». Подобную манеру поведения, направленную на раскол общества, не поддерживают не только его оппоненты, но и те, кто отдал голоса за ПСР. Кроме того, далеко не все в Турции разделяют обвинения премьер-министра в адрес Запада. Представители оппозиции, светские и прозападные слои считают их не более чем поиском внешнего врага, на которого можно списать собственные просчеты и ошибки.

В этой ситуации выдвижение единого кандидата сразу от нескольких оппозиционных партий стало неприятным сюрпризом для сторонников Эрдогана, так как разъединенная оппозиция вряд ли имела бы какие-либо шансы на победу своего кандидата. Сильным ходом оппозиции также стал выбор кандидатуры Ихсаноглу – уважаемой личности в мусульманском мире.

Ставка оппозиции на Ихсаноглу означает попытку предложить избирателям, являющимся сторонниками происламского пути развития Турции, альтернативный вариант. Стремясь привлечь на свою сторону представителей светских сил, которые, по сути, остались без собственного кандидата, Ихсаноглу в недавнем интервью заявил, что уважает ценности отца-основателя светской Турции Ататюрка. Все эти факторы позволили лидеру ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии, которая инициировала выдвижение кандидатуры Ихсаноглу, охарактеризовать его как национального лидера, который поддерживается всеми слоями общества и в отличие от Эрдогана сможет объединить страну.

При этом положение премьер-министра является довольно сложным. Согласно уставу ПСР, он не может в третий раз стать ее главой, следовательно, если он не будет избран президентом, ему придется покинуть большую политику. При этом вполне вероятно, что его политические противники, а вернее сказать, враги, количество которых за последние годы значительно возросло, могут инициировать против него уголовное дело по обвинению в коррупции и злоупотреблении властью. Это означает, что предвыборную кампанию премьер вынужден проводить в жесткой, если не сказать агрессивной, форме, пытаясь скомпрометировать основного противника.

Пока представители правящей партии лишь обвинили Ихсаноглу в том, что его жена не носит мусульманский платок. Вряд ли это серьезно подорвет авторитет бывшего лидера ОИС, скорее наоборот, может привлечь на его сторону часть просветски настроенных избирателей. Ранее турецкое руководство обвиняло его в лицемерной позиции из-за того, что на посту генсека ОИС он не выступил с осуждением военного переворота в Египте, в результате которого от власти был отстранен президент Мурси. Однако существует и целый ряд факторов, осложняющих позицию Ихсаноглу. Во-первых, у него мало времени, чтобы не только представить собственную программу дальнейшего политического и экономического развития, но и убедить избирателей, что он способен решить внутренние и внешние проблемы страны.

Во-вторых, существенное влияние на исход выборов в пользу Эрдогана могут оказать курды, составляющие около четверти населения Турции. Правда, на первоначальном этапе часть голосов курдов может оттянуть на себя Демирташ – если только он, по договоренности с ПСР, не снимет свою кандидатуру непосредственно перед выборами и не призовет сторонников отдать голоса за Эрдогана. В любом случае Ихсаноглу будет довольно сложно убедить курдов в том, что он будет так же активно продолжать начатые ПСР реформы, направленные на окончательное решение «курдского вопроса».

Прошедший год продемонстрировал, что противники Эрдогана полны решимости отстранить его от должности премьер-министра. Сейчас все силы брошены на то, чтобы не допустить его избрания президентом. Однако даже в случае победы Эрдогана это отнюдь не гарантирует стабилизации обстановки в Турции, так как не исключено, что оппозиция может обвинить правящую партию в проведении нечестных выборов и использовании административного ресурса, что повлечет за собой новую волну протестов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1177
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1047
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2064
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2474

Другие новости