На фото министр юстиции США Эрик Холдер. Фото Reuters
Министр юстиции США Эрик Холдер призвал американских союзников, прежде всего европейские страны, использовать превентивную контртеррористическую стратегию Вашингтона для раннего выявления потенциальных джихадистов. Это связано с тем, что все больше граждан западных государств отправляется на сирийский и иракский фронты, а затем возвращается домой с навыками подрывной деятельности. Пытаясь защитить себя от джихада, который сама же поддерживает, администрация Обамы продолжает придерживаться двойных стандартов.
Холдер объяснил необходимость трансатлантической кооперации следующим образом: «Так как наши граждане могут свободно путешествовать в безвизовом режиме из США в Норвегию (он во вторник выступал в Осло перед норвежскими дипломатами, учеными и представителями служб безопасности. – «НГ») и другие европейские государства – и наоборот, проблема боевиков в Сирии, возвращающихся в любую из наших стран, – это проблема для всех наших стран. Это глобальный кризис, и он нуждается в глобальном решении». Холдер опасается возникновения нового поколения террористов-исламистов, подобного тому, что было порождено войной в Афганистане 1980-х годов.
Для противодействия этому злу глава Минюста США предложил четырехступенчатую стратегию. Во-первых, необходимо убедиться в том, что законодательство позволяет властям должным образом контролировать угрозу. Здесь Холдер подчеркнул роль Рабатского меморандума Глобального антитеррористического форума. Во-вторых, для обнаружения радикалов нужны следственные инструменты и техники, которые, с одной стороны, были бы эффективны, а с другой – не противоречили бы правам человека и верховенству закона. В пример чиновник привел ФБР. В-третьих, требуется укреплять международное сотрудничество в самых разных аспектах – обмен информацией о перемещениях граждан, слежка за теми, кто вернулся из Сирии, активная работа в рамках Интерпола. Наконец, последний элемент – привлечение общественности для борьбы с экстремизмом на ранних стадиях.
Фактически речь идет о том, чтобы перенести на европейскую почву превентивную контртеррористическую стратегию Вашингтона, разработанную после терактов 11 сентября 2001 года. ФБР с тех пор ведет тщательную работу с людьми, которые тем или иным образом раскрыли свое желание присоединиться к террористической группе или устроить взрыв. New York Times пишет, как это происходит. ФБР выявляет электронное сообщение, направленное новым лицом подозреваемому в терроризме, или же о планах этого лица сообщает информатор. Затем в среду внедряется агент ФБР и предлагает помочь организовать теракт. При согласии разоблачившего себя лица ему поставляется поддельное оружие, а затем проводится его арест. Тактика признана чрезвычайно успешной и помогает предотвратить теракт на ранней стадии его подготовки.
Министерство юстиции США предлагает другим странам свою помощь в разработке законопроектов, которые расширили бы полномочия властей по преследованию людей с экстремистскими наклонностями еще до того, как они совершили противозаконные действия. По этому пути пошли Норвегия и Франция, недавно приняв законы, согласно которым подготовительные действия для совершения теракта (обучение соответствующим навыкам, участие в террористической организации) – уже уголовное преступление. Кроме того, мощное контртеррористическое законодательство существует в Великобритании. «Ранее в этом году французские власти осудили трех первых в истории страны обвиняемых по этому новому закону; все трое планировали отправиться в Сирию, – сказал Холдер. – Сегодня я призываю правительства по всему миру рассмотреть похожие меры, которые предполагают уголовную ответственность за подготовительные действия, совершенные теми, кто вынашивает планы террористического характера». Что касается Норвегии, из которой в Сирию уехали 40–50 граждан, то в феврале прокуратура страны впервые предъявила обвинения по новому закону.
Есть и другие подвижки на европейском треке. Во вторник в Милане восемь стран Старого Света договорились усилить наблюдение за европейцами, уехавшими и собирающимися ехать в Сирию. Встреча прошла по инициативе Бельгии, где в конце мая француз, сражавшийся на сирийском фронте, убил четырех человек в Еврейском музее (Брюссель). Другие страны-участницы – Дания, Франция, Германия, Польша, Испания, Нидерланды, Великобритания. Меры включают интенсификацию обмена данными, контроль границ, задействование Европола для анализа информации, партнерство с интернет-сайтами Facebook и YouTube. Вопрос был поставлен в том же ключе: так как в шенгенской зоне граждане перемещаются свободно, проблема становится общей, на национальном уровне решить ее невозможно.
Холдер сообщил со ссылкой на американскую разведку, что из 23 тыс. джихадистов, воюющих в Сирии, свыше 7 тыс. – иностранцы, в том числе более 100 американцев, и число их растет. В конце мая 22-летний житель Флориды Монер Мохаммад Абусалха совершил теракт, став смертником. Последние арестованные ФБР – два техасца, которые собирались сесть в самолет, направляющийся в Канаду, а уже оттуда попасть в Сирию, женщина из Денвера, 19-летняя девушка из Колорадо, мечтавшая стать членом радикальной группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), и желавший вступить в ИГИЛ, а также взорвать метро Лос-Анджелеса житель Калифорнии.
В конце июня Холдер выступал в Афинах с тем же призывом к европейским странам – наращивать обмен информацией с США о лицах, подозреваемых в терроризме. Возможно, он еще неоднократно повторит свои тезисы в ходе пятидневного турне по Норвегии и Великобритании. Почему же Вашингтон ищет более сложного решения проблемы сирийского джихада, вместо того чтобы просто начать плотную работу, скажем, с Турцией, которая является крупнейшим окном в Сирию для западных радикалов?
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов считает, что призыв Холдера к европейским союзникам выявлять экстремистов на ранних стадиях является очередным примером двойных стандартов американской дипломатии. «События арабской весны, вооруженные конфликты в Афганистане, Ираке, Сирии, Грузии, украинский кризис наглядно показали, что Вашингтон делит террористов на своих и чужих, хороших и плохих, полезных США и бесполезных, – сказал эксперт в интервью «НГ». – Естественно, что к тем террористам, которые борются с потенциальными соперниками США (Россией, Ираном, Сирией), отношение Вашингтона лояльное. В свое время ЦРУ и Госдеп активно сотрудничали и с террористом № 1 Усамой бен Ладеном, и с Саддамом Хусейном. Руками радикальных исламистских группировок Вашингтон пытается свергнуть режим Башара Асада, повлиять в нужном для себя направлении на багдадские власти».
Финансовая, материальная и военная помощь террористам осуществляется по каналам западных спецслужб и через региональных союзников США (Саудовскую Аравию, Катар), напомнил Иванов. Общеизвестны факты подготовки и переброски террористов в Сирию и Ирак через территорию Турции, Иордании, Ливана. «США не брезгуют использовать международных террористов для обеспечения своих национальных интересов. Похоже на то, что ситуация управляемого Вашингтоном хаоса в различных регионах мира устраивает американскую элиту и их западных партнеров и международным террористам отводится роль возмутителей спокойствия и основной движущей силы цветных и арабских революций», – заключил эксперт.