0
5896
Газета В мире Интернет-версия

10.07.2014 00:01:00

России предлагают принять участие во второй Панаме

Тэги: никарагуа, ортега, путин, проект, межокеанский канал


никарагуа, ортега, путин, проект, межокеанский канал Никарагуа связывает особые надежды с проектом века. Фото Reuters

На полях официального визита в Гавану 11 июля состоятся переговоры Владимира Путина с президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой. По информации «НГ», одной из тем беседы будет участие России в строительстве в Никарагуа канала, который свяжет Атлантический и Тихий океаны. Накануне в Манагуа был утвержден окончательный проект водной артерии, которая будет носить геостратегический характер.

Крупнейшим проектом, который сблизит в ближайшие годы Москву и Манагуа, станет так называемый Большой межокеанский канал. О том, в какой форме Россия подключится к его реализации, по данным дипломатического источника «НГ», будут среди прочего говорить на Кубе Владимир Путин и Даниэль Ортега. Лидер Никарагуа специально прибудет на Остров свободы для встречи с российским президентом.

Никарагуанский канал задумывается как альтернатива Панамскому. Искусственный водный путь протянется на 278 км, тогда как длина Панамского канала составляет 81,5 км. Однако значительная часть нового канала проляжет через озеро Никарагуа. Преимущество же этой трассы – ширина от 230 до 520 м и глубина 30 м, что позволит пропускать суда сверхтяжелого класса. То есть канал в Никарагуа будет глубже, шире и длиннее своего аналога в Панаме.

Судя по последнему варианту проекта, который был одобрен за несколько дней до визита Путина в Латинскую Америку, новой водной магистралью смогут воспользоваться более 5 тыс. судов в год. Время в пути от Тихого океана до Атлантики составит 30 часов. В проект заложено строительство двух глубоководных портов – в тихоокеанском Брито и атлантическом Пунто-Агила. Обе гавани смогут переправлять по каналу более 2,5 млн т грузов. Предполагается также создание зоны свободной торговли, которая обеспечит работой более 130 тыс. никарагуанцев.

Стоимость проекта оценивается в 40 млрд долл. Основным инвестором выступит гонконгская компания HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND), которая получила концессию на сто лет на прокладку и эксплуатацию канала. Строительство будут вести рабочие из Китая и стран Центральной Америки. Россия же, по словам источника «НГ», близкого к российско-китайско-никарагуанским переговорам, будет оказывать не столько экономическое и организационное содействие, сколько военно-политическую поддержку.

Нашей стране, в частности, предстоит обеспечить безопасность строительства и его охрану от возможных провокаций. В этой связи власти Никарагуа уже заключили с Россией специальное соглашение, разрешив нашим боевым кораблям и самолетам осуществлять патрулирование у берегов страны в Тихом океане и Карибском море в первой половине 2015 года.

О преимуществах искусственной водной магистрали рассказал глава гонконгской HKND Ван Цзинь.	Фото Reuters
О преимуществах искусственной водной магистрали
рассказал глава гонконгской HKND Ван Цзинь.
Фото Reuters

Идея строительства канала в Никарагуа появилась еще в XIХ веке. Но тогда в Центральной Америке была неблагоприятная политическая ситуация, в том числе оккупация Никарагуа американскими войсками. Позднее с переменным успехом судьба проекта то «была почти решена», то снова исчезала из повестки дня. И вот в сентябре 2013 года парламент страны утвердил законопроекты, касающиеся его реализации. Открывающиеся перед Никарагуа перспективы впечатляют: быстрый рост ВВП, расширение рынка труда, новые возможности для местного бизнеса, доходы от эксплуатации канала и т.д.

Вопрос в том, насколько нужен России никарагуанский канал. По словам руководителя Центра отраслевых исследований Института США и Канады РАН Алексея Рея, ощутимую выгоду от него получит не Россия, а Китай, который сможет транспортировать грузы по укороченному пути.

«Китайский капитал, с молчаливой поддержкой правительства КНР и пользуясь инженерно-консалтинговыми ресурсами западных стран, серьезно взялся за проект с большим экономическим и военно-стратегическим потенциалом. В результате экономическую выгоду от эксплуатации канала поделят китайские экспортеры и инвесторы, международные транспортные компании и экспортеры ресурсов (например, железной руды) из Латинской Америки, – сказал эксперт «НГ». – Если Россия будет вкладывать средства в строительство, прибыль для нее как миноритарного инвестора будет меньше, чем прибыль для китайцев в силу неравного контроля и непрозрачности затрат на инфраструктуру вокруг канала».

У России есть собственный маршрут – Северный морской путь, который позволяет проводить суда через Арктику в Европу и Азию. С точки зрения экономики это, может быть, даже более выгодно, чем строительство никарагуанского канала, полагает эксперт. «Тем более что из-за доминирования китайского капитала в зоне канала российское влияние в Никарагуа будет быстро уменьшаться после его ввода в прибыльную эксплуатацию. А стратегическое значение канала для межтеатровой переброски боевых кораблей и судов обеспечения ВМФ России сохранится до тех пор, пока имеется благосклонное отношение администрации канала, – считает Рей. – При этом деятельность России в Никарагуа не способна повлиять на отношения с США по существу, хотя дипломатическая и финансовая активность в Центральной Америке вызывает раздражение и антироссийскую риторику в Вашингтоне».

США активно противостоят этому проекту, поскольку создание альтернативного пути из Тихого океана в Атлантику изменит мировую политико-экономическую ситуацию. «США утратят значительную часть контроля над территорией, который они осуществляли все последние сто лет благодаря Панамскому каналу», – отметил в беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. Строить канал в Никарагуа еще не начали, а американцы уже нашли массу аргументов, почему этого делать не стоит. Мол, в зоне канала много вулканов, возможны сильные землетрясения, прокладка русла через озеро Никарагуа убьет там флору и фауну и т.д.

Зато Россия извлечет выгоду с геополитической точки зрения, так как будет нанесен удар по престижу США, убежден гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Америка по традиции контролирует основные точки, через которые идут морские пути: Панамский и Суэцкий каналы, Сингапур, Гибралтар, Малаккский пролив и т.д. Поэтому для Вашингтона появление альтернативного водного пути – прямой вызов, – сказал он «НГ». – Очевидно, что США будут изыскивать возможность продемонстрировать всему миру свою силу. И вполне возможно, в Никарагуа стоит ждать переворота, гражданскую войну либо внешнее вторжение – в общем, все, что может помешать возникновению там нового водного пути».

По мнению Правосудова, канал для России – «это вариант размена с американцами. Они нам создают проблемы с Украиной, а мы им – в их подбрюшье. И есть повод для торга».

Если все пойдет по плану, то частичную эксплуатацию Большого межокеанского канала предполагается начать уже в 2019 году. Окончательная сдача объекта намечена на 2029 год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1252
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1179
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
782
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
632

Другие новости