Абдулла Абдулла уверил многотысячную армию сторонников в победе на президентских выборах. Фото Reuters
Согласно предварительным результатам подсчета голосов, президентскую гонку в Афганистане выиграл бывший министр финансов Ашраф Гани. Он с серьезным отрывом опередил экс-министра иностранных дел Абдуллу Абдуллу, который не согласился с озвученными итогами и заявил о своей победе. Вашингтон предупредил кандидатов, что попытка создать параллельное правительство будет рассматриваться им как переворот.
Гани, этнического пуштуна, поддержали 56,44% избирателей, а Абдуллу, имеющего таджикские корни, – 43,56%, как свидетельствуют данные, распространенные в понедельник Независимой избирательной комиссией (НИК) Афганистана. Таким образом, разрыв между соперниками составил около миллиона бюллетеней. Вместе с тем расклад сил еще может радикально измениться. Дело в том, что НИК пересчитывает голоса с 1930 избирательных участков. Кроме того, по данным председателя НИКа Ахмада Юсуфа Нуристани, оба кандидата согласились на четыре дополнительные меры, предложенные ООН, которые могут означать проверку работы свыше 7 тыс. участков. Особое подозрение вызывает число голосовавших во втором туре – 8,1 млн человек, что на 1,5 млн больше, чем в первом.
Несмотря на предварительный характер результатов, сторонники кандидатов отнеслись к ним как к окончательным. Голосовавшие за Гани, вышли на улицы с победными автоматными очередями в Кабуле, Кандагаре и других преимущественно пуштунских городах. В то же время в столице прошла демонстрация, на которой десятки людей, включая полицейских, скандировали: «Долгая жизнь президенту Абдулле!» Влиятельный представитель лагеря Абдуллы, губернатор северной провинции Балх Атта Мохаммад Нур, призвал к широкомасштабным протестам и даже созданию параллельного правительства. О праве на формирование правительства, которое дает Абдулле переворот в пользу Гани, заявил и Мухаммад Мохакик – кандидат на должность первого вице-президента в штабе бывшего главы афганского МИДа.
Реакция Нура и Мохакика была тут же замечена и болезненно воспринята Вашингтоном. Госсекретарь Джон Керри подчеркнул: «Любая попытка захвата власти незаконными методами будет стоить Афганистану финансовой помощи и поддержки в области безопасности со стороны США и международного сообщества». Сам Абдулла во вторник выступил в Кабуле перед многотысячной ликующей толпой, и тон его был бескомпромиссен: «Мы гордимся. Мы уважаем голоса людей. Мы стали победителями. Мы не примем сфальсифицированных результатов – ни сегодня, ни завтра, никогда».
Интересно отметить, что Гани считается проамериканским кандидатом. Он имеет гражданство США, и в его окружении нет людей, которые могли бы воспрепятствовать подписанию соглашения о безопасности с Вашингтоном. В то же время в команде Абдуллы имеется большое число политиков, так или иначе связанных с региональными странами, выступающими против этого документа в его нынешнем виде.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар обратил внимание «НГ» на закулисные торги. Недаром подсчет голосов никак не завершится. Это говорит о том, что речь идет о решении политического характера, а не о технической процедуре.
«Объявление предварительных результатов голосования до проверки сомнительных участков сделано для того, чтобы окончательно прощупать позицию Абдуллы, – пояснил эксперт. – Если он пойдет на формирование параллельного правительства, – а это скорее всего спровоцирует отказ нескольких провинций подчиняться Кабулу, – то окончательные результаты будут скорректированы». При этом предпосылки для конфликта на межэтнической почве зреют в силу того, что власти Афганистана не смогли убедить население в отсутствии фальсификаций.
«Сейчас все зависит от окружения Абдуллы. Он собрал сильную команду: вокруг него не только таджики и представители других нацменьшинств, но и очень много влиятельных пуштунов. Вопрос в том, пойдут ли они ради него до конца», – заключил Нессар.