Лидер КНР пообщался с ветеранами войны. Фото с сайта www.news.cn
77 лет назад японские войска начали вторжение в Северный Китай. Инцидент на мосту Марко Поло под Пекином положил начало войне, длившейся восемь лет. Вчера в митинге, посвященном этому событию, впервые принял участие председатель КНР Си Цзиньпин. Не называя главу японского правительства Синдзо Абэ, он обрушился с критикой на тех, кто отрицает и искажает факты прошлого. Одновременно китайские архивы стали распространять онлайн документы о японских зверствах. По мнению экспертов, эта кампания может еще больше обострить отношения между двумя державами.
Сотни пионеров в красных галстуках. По бокам колонны солдат. Играет оркестр. Так в Пекине вспоминали вчера о том, что произошло 7 июля 1937 года на мосту Лугоуцяо, известном в мире как мост Марко Поло. В тот вечер Япония, ранее оккупировавшая Северо-Восток Китая, использовала стычку с китайскими солдатами как предлог для того, чтобы начать вторжение в Северный Китай и другие районы Поднебесной.
Война длилась восемь лет. «За это время Китай потерял 35 млн человек. Такова официальная цифра. Она основывается на архивных данных, с ними можно познакомиться в музеях», – сообщил «НГ» эксперт по китайско-японским отношениям Юрий Тавровский.
В своем выступлении Си Цзиньпин осудил тех, кто «игнорирует неопровержимые факты истории». «История – это история, факты – это факты. Каждый, кто намеревается отрицать, исказить или приукрасить историю, не найдет понимания у китайского народа и народов других стран», – добавил он.
Это был очевидный выпад в адрес Синдзо Абэ, хотя председатель КНР не упомянул его по имени, отмечает японская газета Japan Times. Церемония 7 июля транслировалась по ТВ. Она прошла на фоне публикации большого числа статей, в которых подвергается критике подход Японии к истории и те шаги, которые ведут к ее ремилитаризации.
Окруженный ветеранами войны и школьниками, председатель КНР открыл статую, посвященную началу войны, и отдал дань уважения жертвам, которые китайский народ принес в борьбе с «варварской агрессией». Эти слова прозвучали в тот момент, когда Пекин и Токио втянуты в спор из-за острова в Восточно-Китайском море. Смягчению противоречий отнюдь не способствовало и то, что Токио объявил на прошлой неделе о новой интерпретации пацифистской Конституции страны.
Документ, одобренный японским кабинетом, именуется коллективной самообороной. В Пекине его трактуют как свидетельство того, что японские правящие круги взяли курс на создание мощных вооруженных сил. Не забыли в Китае и о том, что Абэ в декабре прошлого года посетил храм Ясукуни в Токио, где хранятся таблички с именами павших японских воинов. Среди них и имена тех генералов, которых после войны международный трибунал в Токио осудил как военных преступников.