По традиции, встреча президента РФ с послами началась с исполнения государственного гимна. Фото Reuters
Перед послами и постоянными представителями РФ, собравшимися на четырехдневное совещание в Москве, вчера выступил президент Владимир Путин. Среди первоочередных задач, поставленных им перед российскими дипломатами, – достижение мира в Украине, противодействие новым вызовам и угрозам, развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Нынешний посольский «съезд» – седьмой по счету – проходит под девизом «Защита национальных интересов и укрепление устоев международного сотрудничества». В МИДе считают это совещание неординарным в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, мир вступает в новую историческую эпоху. Накапливаются факторы экономической и политической нестабильности, усиливается глобальная конкуренция, соперничество ценностных ориентиров и моделей развития на фоне общего усложнения международных отношений.
Во-вторых, совещание проводится в разгар глубокого внутриполитического кризиса в Украине. Его катализатором стало вмешательство западных стран, пытающихся навязать украинскому народу искусственный выбор «с нами или против нас». Против юго-восточных регионов, не признавших легитимность новых киевских властей, последние развернули военную спецоперацию с применением авиации, бронетехники и тяжелой артиллерии.
Неудивительно, что свое выступление Путин начал с тяжелейшей ситуации, сложившейся в Украине. Произошедшее там за последние месяцы он назвал кульминацией негативных тенденций, накопившихся в мировых делах, и подтвердил, что Россия не откажется от независимой политики. «Тем, кто продолжает заявлять о своей исключительности, активно не нравится независимая политика России, – сказал президент. – События на Украине это подтвердили, как подтвердили они и то, что наполненная двойными стандартами модель взаимоотношений с Россией не работает». Они стали концентрированным выражением пресловутой политики сдерживания. Ее корни уходят глубоко в историю, и очевидно, что она не прекращалась и после завершения холодной войны.
Президент выразил сожаление в связи с тем, что предметные переговоры между Киевом и юго-востоком Украины так и не начались, а перемирие продолжалось совсем недолго. Своим решением прекратить перемирие, считает Путин, президент Петр Порошенко взял на себя ответственность за возобновление боевых действий. «И мы не смогли – я имею в виду и себя, и своих коллег из Европы – не смогли его убедить в том, что дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну».
Характеризуя международную ситуацию в целом, Путин отметил, что часто не срабатывает международное право, не соблюдаются элементарные нормы приличия, а торжествует принцип вседозволенности. Тем не менее он надеется, что на Западе прагматизм возьмет верх над стремлением устроить «мировую казарму» – расставить всех по ранжиру, навязать единые правила поведения и жизни общества. По мнению Путина, «пора признать право друг друга быть разными, право каждой страны строить свою жизнь по собственному усмотрению, а не под чью-то навязчивую диктовку».
Россия же, по словам президента, в своей внешней политике исходит из того, что решение глобальных и региональных проблем следует искать не через конфронтацию, а через сотрудничество, поиск компромиссов. Наша страна готова к конструктивному диалогу с США, но он возможен лишь на равноправной основе. Хотя «в наш адрес то и дело звучат откровенно ультимативные, менторские нотки», – заметил Путин. Не говоря уже об угрозах вводить все новые санкции. «Мы всегда говорим о том, что санкции применяются в соответствии со статьей 7 Устава ООН. Или это не санкции в международно-правовом смысле этого слова, а что-то совершенно другое. Какой-то инструмент односторонней политики», – сказал он.
Пока взаимоотношения с Западом остаются крайне напряженными, Россия намерена уделить особое внимание сотрудничеству с Востоком в целом и Китаем в частности. «Необходимо всячески укреплять всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, – указал президент. – Можно сказать, что сегодня на международной арене сложилась прочная российско-китайская дипломатическая связка». При этом принципиально важно, что российско-китайская дружба не направлена против кого-либо. «Напротив, она являет собой пример равноправного, уважительного и продуктивного взаимодействия государств в XXI веке», – уточнил Путин.
Другим образцовым примером сотрудничества, правда, на постсоветском пространстве, президент считает Евразийский экономический союз в составе России, Белоруссии и Казахстана. «Уже в самом скором времени его полноправным членом станет Армения. На продвинутой стадии находятся переговоры с Киргизией. Открыты мы и для других стран Содружества», – подчеркнул Путин.
Он пояснил, что, продвигая евразийский интеграционный проект, мы ни в коем случае не отгораживаемся от остального мира. «Готовы к обсуждению перспектив создания зон свободной торговли как с отдельными государствами, так и с региональными объединениями, в первую очередь с Евросоюзом», – сказал Путин.
Кстати, президент поручил МИД России подготовить комплексный пакет предложений, чтобы оградить Европу от повторения иракского, ливийского, сирийского и украинского сценариев. Причем с особым акцентом на недопустимость попыток воздействовать на внутриполитические процессы извне. Задача заключается в том, чтобы вписать принцип невмешательства в современные европейские реалии, инициировав серьезный международный разговор на эту тему.
«Нам всем в Европе нужна своего рода страховочная сетка. Чтобы иракский, ливийский, сирийский и украинский прецеденты не оказались заразной болезнью», – заявил Путин. Особо это опасно для постсоветского пространства: страны СНГ пока не имеют устойчивой политической системы, и чрезвычайно важно бережно и с уважением относиться к их конституционным основам.
По мнению президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, выступления президента на подобных совещаниях раз в два года можно рассматривать как камертон, по которому должна настраивать свою работу дипломатическая служба РФ. «Впрочем, при Дмитрии Медведеве было много сюрпризов, – сказал эксперт в беседе с «НГ». – Так, он выдвинул перед послами три задачи – всячески способствовать модернизации российской экономики, развитию демократии по всему миру и борьбе с организованной преступностью. Это казалось очень странным, так как задача дипломатии состоит совсем не в этом. И Путин это прекрасно понимает».
При этом Коновалов полагает, что было бы целесообразным не нагнетать негативные эмоции в отношениях России и Запада. «Ведь Россия очень не заинтересована во введении третьей, секторальной фазы санкций, которые ударят по нашим банкам, энергетике и оборонке. Более того, следует ожидать появления таких альянсов, как, например, Россия–США –Иран против суннитских радикалов. И то, что Россия начала поставлять в Ирак свои штурмовики, а Америка не возразила – новая тенденция», – отметил эксперт.
Завершая выступление перед послами, Путин призвал их и впредь работать напористо и с достоинством, основываясь на «неубиваемых» международно-правовых, юридических и исторических аргументах. И пообещал, что руководство страны будет делать все необходимое для обеспечения достойных условий профессиональной деятельности дипломатов. Но самый интересный разговор с ними состоялся, по-видимому, после того, как прессу удалили из зала заседаний.