Фото Reuters
План Вашингтона по урегулированию иракского кризиса провалился – 26 июня иракский премьер-министр Нури аль-Малики отклонил предложение госсекретаря США Джона Керри о формировании до 1 июля правительства национального спасения с включением в него суннитов. Хотя эта его политика привела к тому, что сегодня плечом к плечу с моджахедами «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) против иракской армии сражаются также суннитские племена, в то время как курды объявили о нейтралитете. В этот же день Барак Обама запросил у Конгресса 500 млн долл. на вооружение прозападной сирийской оппозиции, а на следующий день Джон Керри уверил их лидера Ахмеда Джарбу, что она «может стать очень важным игроком, чтобы вытеснить ИГИЛ не только в Сирии, но и в Ираке». На что Джарба ответствовал ему, что его бойцы нуждаются в еще большей помощи, поскольку они намерены воевать как против ИГИЛ, так и против Асада.
Учитывая, что этот разговор происходил в Эр-Рияде, где госсекретарь США встречался с саудовским королем Абдаллой, можно сказать, что Вашингтон принял некое саудовское предложение. На что последовала немедленная реакция ирано-сирийской стороны – 27 июня сирийская авиация атаковала захваченный боевиками пограничный иракский город аль-Каима. Дав тем самым ясно понять, что Дамаск, а следовательно, и Иран готовы прийти на помощь Багдаду немедленно. Поскольку ни алавиты в Сирии, ни шииты в Ираке и Иране не питают иллюзий относительно ваххабитского духовенства, стоящего за спиной ИГИЛ и стремящегося разрушить «шиитскую дугу» на территориях их стран с целью создания суннитского халифата. И то, что ИГИЛ на фоне своего грандиозного успеха в Ираке «заработал» 400 млн долл., а Вашингтон добавляет к этому еще 500 млн для боевиков Джарбы, не предвещает ничего хорошего для режима Асада.
А теперь немного истории. 31 января 2014 года с треском провалилась созванная по инициативе Вашингтона и поддержанная Москвой вторая конференция по сирийскому урегулированию «Женева-2» – не было подписано даже итогового коммюнике. Главная ее задача – разработка соглашения о переходном правительстве – была заблокирована Дамаском. Который вместо этого предложил сирийской оппозиции и ее спонсорам скоординировать усилия в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями. Россия поддержала это предложение, США согласились, однако сирийская оппозиция немедленно отвергла его, выдвинув сомнительный тезис, что обуздать насилие сможет только демократическое правительство.
Однако главное в другом: из самого названия ИГИЛ видно, что она создана для разрушения «шиитского полумесяца» – Ирак, Сирия, Ливан, – возникшего на Ближнем Востоке после 2003 года. Именно поэтому главной целью оппозиции и саудитов в Сирии по-прежнему останется война с правительством Башара Асада. В то время как ИГИЛ как была, так и останется не только угрозой, но и весьма полезным «врагом моего врага». Более того, без использования ИГИЛ Саудовская Аравия не сможет разрушить весь «шиитский полумесяц» – то, что полгода назад могло считаться теоретической спекуляцией, сегодня является уже очевидной реальностью. Другими словами, нынешнее вторжение ИГИЛ в Ирак является прямым следствием отказа «Женевы-2» рассмотреть предложение Дамаска о координации борьбы с терроризмом, и если этого не понимает сам Вашингтон, то это хорошо понимают в Москве, Тегеране, Дамаске и Багдаде. Поэтому нынешний американо-саудовский план не вызовет здесь энтузиазма, скорее наоборот – поскольку аль-Малики, как некогда Башар Асад, отказался от демократизации своей политики, то он вскорости наверняка погрузит Ирак в такой же «управляемый хаос», в котором ныне пребывает Сирия.
Учитывая, что опыт обоих женевских конференций по Сирии показал несовместимость одновременного проведения операций по смене режима и пресечения терроризма, думается, что Вашингтону стоило бы умерить свои аппетиты, приняв за основу предложение Дамаска собрать конференцию «Женева-3» для выработки некоего механизма координации антитеррористической зачистки на территории Сирии и Ирака уже без всяких экивоков на необходимость предварительной смены режимов в обеих странах. Однако, чтобы решить подобную задачу, Вашингтону придется теперь исправить еще одну свою ошибку – украинскую. Ибо крылатая фраза Виктории Нуланд «К черту ЕС» была произнесена 28 января 2014 года, то есть как раз тогда, когда Белому дому стало ясно, что «Женева-2» провалилась и что Россия как на Ближнем Востоке, так и в Украине не обращает должного внимания на его требования и ведет собственную игру.
И он повел игру на свержение правительства Януковича. «Прозападная Украина создаст колоссальную стратегическую проблему для России. Возможности России по участию в сирийских и иранских делах резко сократятся. В новых условиях Москва должна будет сосредоточиться на Украине. Это блестящий ход. Единственный изъян состоит в том, что совершенно непонятно, как такая схема сработает, ибо тайные возможности России в Украине превосходят американские возможности», – сделал прогноз 11 февраля этого года глава аналитического агентства Stratfor Джордж Фридман.
Так все и произошло – за день до завершения Олимпиады в Киеве произошел государственный переворот, еще через два дня после Олимпиады вежливые «зеленые человечки» заняли здание Верховного Совета Крыма и водрузили там российский флаг. «Изъян» дал о себе знать – уверен, что американскому Госдепу и лично Виктории Нуланд даже в страшном сне не могло присниться, что их новый оранжевый майдан обернется потерей Крыма и восстанием на юго-востоке Украины. Так в одном флаконе оказалось сразу и три кризиса – сирийский, иракский и украинский. И поскольку совершенно непонятно, как Вашингтон может выпутаться из всей этой паутины, созданной его собственной политикой экспорта демократии, то, говоря словами классика, общий кризис капиталистической системы будет, видимо, лишь нарастать.