Фото Reuters
Действующий парламент Болгарии будет работать до 6 августа, а правительство во главе с социалистом Пламеном Орешарским должно уйти в отставку до 27 июля. Причиной таких изменений стал политический кризис, который обострился в связи со строительством газопровода «Южный поток» и массовым оттоком средств вкладчиков из коммерческих банков.
Еврокомиссия удовлетворила вчера просьбу Болгарии об открытии ей кредитной линии на 3,3 млрд левов (2,3 млрд евро) для поддержки банков, подвергшихся спекулятивной атаке. «На прошлой неделе выяснилось, что некоторые лица сделали третий по величине банк Болгарии мишенью, призывая его клиентов к выводу вкладов. В результате появились опасения относительно ликвидности банка и риски распространения проблем на другие учреждения, несмотря на хорошую капитализацию банковской системы Болгарии и высокий уровень ликвидности», – говорится в сообщении Еврокомиссии, оперативно откликнувшейся на поступивший накануне запрос из Софии.
После проведенных в воскресенье четырехчасовых консультаций президент Росен Плевнелиев и представители политических партий выступили с общей позицией, согласно которой в Болгарии «нет банковского кризиса, а есть кризис доверия и криминальная атака». Плевнелиев также сообщил, что распустит парламент 6 августа и будет назначено переходное правительство. Ранее болгарские партии согласились провести внеочередные парламентские выборы 5 октября.
В минувшую пятницу третий по размеру активов банк Болгарии – Первый инвестиционный банк (ПИБ) – закрыл свои подразделения по всей стране до понедельника. Решение было принято после того, как вкладчики за несколько часов вывели с депозитов около 800 млн левов. Это, как пишет софийское издание «24 часа» – абсолютный антирекорд, установленный в стране. Акции ПИБ обвалились на 24%.
За день до этого с 20-процентным оттоком средств столкнулся Корпоративный торговый банк (КТБ), который власти теперь намерены национализировать. Кстати, около 10% КТБ принадлежит российскому «ВТБ Капитал». Половиной акций банка владеет местный бизнесмен Цветан Василев, имеющий тесные связи с правящей Болгарской социалистической партией. А 30% КТБ принадлежит суверенному фонду Омана.
В последние дни в Софии и Русе были арестованы семь человек, подозреваемых в попытках дестабилизации банковской системы Болгарии. Они подозреваются в распространении ложной информации через социальные сети и смс о состоянии названных банков. В результате паника среди населения превзошла самые смелые ожидания.
«Массовое изъятие вкладов я бы расценивал не как причину, а как повод для обострения политических противоречий в Болгарии. Досрочных выборов все равно не удалось бы избежать, – сказал в беседе с «НГ» заведующий сектором исследований Евросоюза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. – Болгария находится в состоянии политического кризиса уже около десятилетия. Ее политическое развитие характеризуется ожесточенным противостоянием главных сил: наследницы Компартии Болгарской социалистической партии – на левом фланге и партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) – на правом. За эти годы не было такого, чтобы одна из партий была переизбрана: голосуя на выборах, болгары всегда отдают предпочтение оппозиции. Главная причина этого – тяжелое экономическое положение и череда сменяющих друг друга кризисов: финансово-экономического, энергетического, а теперь банковского. Ни одна из партий не может предложить адекватной программы выхода из кризиса, который стал уже перманентным».
В частности, ГЕРБ еще 5 июня поставила в парламенте вопрос о доверии правительству. Причинами для такого шага стали обвинения кабинета в отсутствии ясной государственной стратегии в энергетическом секторе и принятии непрозрачных решений по таким важным проектам, как газопровод «Южный поток», который должен пройти по территории страны. А партия турецкого меньшинства «Движение за права и свободы», работающая в коалиции с социалистами, призвала правительство уйти в отставку в связи тем, что чиновники не хотят прислушиваться к ЕС, который призвал остановить строительство «Южного потока».
В Брюсселе возникли сомнения, соответствует ли проект правилам внутреннего рынка ЕС. Ведь «Газпром» контролирует весь «Южный поток» на болгарской территории, что противоречит Третьему энергопакету ЕС. К тому же подряд на строительство болгарского участка получил консорциум во главе с российской компанией «Стройтрансгаз», контролируемой Геннадием Тимченко. А она включена в черный список предприятий, на которые распространяются санкции США против РФ.
«Болгария не отказалась от «Южного потока», а заморозила его строительство до тех пор, пока не будут сняты возражения ЕС, – пояснил Квашнин. – Думаю, что если Брюссель захочет похоронить проект, то, учитывая нынешнюю ситуацию в Болгарии, у него есть для этого все возможности. Тем более что он открывает Болгарии кредитную линию. Правда, далеко не все страны ЕС заинтересованы в отказе от «Южного потока», и они могут выступить в его поддержку».