Боевая подготовка добровольцев-шиитов. Фото Reuters
Потерпев военное поражение, премьер-министр Нури аль-Малики просит, чтобы американцы немедленно нанесли воздушные удары по боевикам-суннитам. Президент США Барак Обама сказал конгрессменам, что имеет право на этот шаг. Но Пентагон заявляет, что не знает точно, по каким целям бить. Вашингтон считает иракского премьера виновным в расколе страны и требует создать сначала новый кабинет.
Согласно сообщению английской газеты Independent, США готовы к военному вмешательству в Ираке. Обама провел закрытую встречу с лидерами Конгресса и проинформировал их о возможных вариантах американской военной интервенции в этой стране. Отправка сухопутных войск исключается. Бомбежка с воздуха остается в повестке дня. Президенту не нужно для такой акции запрашивать согласия законодателей. Но условием для этого является формирование правительства национального единства в Ираке.
По одним сообщениям, Вашингтон настаивает, чтобы аль-Малики ушел в отставку. Но, как передала Guardian, напрямую такое требование не выдвигалось. Вместо этого Вашингтон посылает Багдаду ясный сигнал, что желательно создать кабинет, в котором участвовали бы и шииты, и сунниты, и курды.
Вчера вице-президент США Джозеф Байден говорил об этом с аль-Малики, с его соперником из лагеря суннитов спикером парламента Осамой аль-Нуджаифи и Масудом Барзани, президентом Иракского Курдистана. В каждой беседе Байден подчеркивал необходимость национального единения и создания нового правительства в соответствии с Конституцией.
Естественно, члены Конгресса комментируют ситуацию более открыто, не прибегая к дипломатическим тонкостям. «Правительство аль-Малики должно уйти, если мы желаем примирения», – сказала председатель комитета Сената по разведке Дайэн Фейнстейн. Однако Багдад отверг призывы Вашингтона. Представитель аль-Малики напомнил, что на выборах в этом году он получил самую большую долю голосов.
Как бы то ни было, с налетами авиации тоже возникла заминка. Как заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Дэмпси, это не тот случай, «когда мы увидели изображение конвоя с айфона и сразу нанесли по противнику удар». Разведка не располагает ясными сведениями о целях на земле Ирака.
Между тем становится все более очевидным, что успехи исламистов – это угроза не только для Ирака и соседней Сирии. Отзвуки боев в иракской пустыне звучат в Лондоне, Тель-Авиве и столицах других стран. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предупреждает, что «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) планирует атаки на Соединенное Королевство. По его словам, боевики с британскими паспортами, возвращающиеся из Ирака и Сирии, более опасны, чем те, кто воевал в Афганистане. По разным оценкам, в отрядах ИГИЛ насчитывается от 400 до 450 британских граждан, а также 150 австралийцев. Лондон сумел пресечь отправку на войну 40 человек, 14 заграничных паспортов было конфисковано.
А правительство Израиля опасается, что события в Ираке служат симптомом неблагоприятных сдвигов на всем Ближнем Востоке. Причем Тель-Авив больше встревожен ростом влияния Ирана, чем успехами экстремистов из лагеря суннитов. Министр израильского правительства Ювал Стейниц в интервью Би-би-си сказал, что Иран пытается создать шиитскую ось, протянувшуюся от Ирана через Ирак до Сирии и Ливана.
Пока Обама решает дилемму, втягиваться снова в войну или нет, противники вмешательства в Америке выдвигают свои аргументы. Так, бывший судья Эндрю Наполитано вопрошает: «Станут ли США защищать правительство, которое мы образовали, когда свергли Саддама? Будут ли жизни американцев и доллары налогоплательщиков принесены в жертву ради еще одного бессмысленного усилия привнести демократию в общество, которое упорно ее отвергает? Стоит ли нам использовать наших военных в конфликте, который, по существу, представляет собой разновидность религиозной гражданской войны?»