Росатом поставляет топливо для атомной электростанции в иранском Бушере и рассчитывает до конца года подписать контракт на строительство двух новых энергоблоков на ее площадке. Фото Reuters
Выработка всеобъемлющего соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников к дедлайну, намеченному на 20 июля, все менее вероятна. Об этом дипломаты и аналитики сообщили агентству Reuters. Камнем преткновения является требование Тегерана получить возможность самостоятельно производить топливо для АЭС в Бушере, что служит предлогом для сохранения ядерной инфраструктуры и неприемлемо для западных стран. В связи с этим переговоры скорее всего придется продлить.
Претензии на производство урана для АЭС в Бушере, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков, Исламская Республика озвучила в Вене в ходе последнего раунда переговоров в мае. Данное требование невыполнимо, пояснил дипломатический источник, поскольку в этом случае для обогащения урана до уровня ядерной боеголовки потребуется очень мало времени. Сделка же хотя и будет предполагать право на обогащение, должна обеспечить существенный временной задел между мирным атомом и оружием массового уничтожения.
Для этого западные представители предлагают из 19 тыс. центрифуг, из которых действующими являются около половины, разрешить Тегерану оставить примерно четверть. Такая усеченная инфраструктура позволит получать только малую часть топлива, необходимого для АЭС в Бушере. Возражения против этого сценария скорее всего не возникнут и у России, которая заключила с Ираном десятилетний контракт на поставку топлива для Бушерской АЭС (начиная с 2011-го). Москва собирается развивать это сотрудничество, в мае источники, близкие к переговорам, сообщили, что до конца года планируется подписать контракт на строительство двух новых энергоблоков в Бушере и еще шести реакторов – на новых площадках.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, специалист по Ирану Владимир Сажин пояснил «НГ», что о необходимости автономного производства топлива для атомных электростанций Тегеран говорит не в первый раз, и эти требования – лишь повод, насколько возможно, сохранить ядерную инфраструктуру, тогда как «шестерка» международных посредников нацелена на то, чтобы максимально сократить количество центрифуг. Иран вряд ли захочет пересмотреть контракт, в рамках которого Россия поставляет ядерное топливо для Бушерской АЭС, а отработанное топливо забирает обратно, таким образом, гарантируя, что оно не будет в дальнейшем использовано в военных целях.
«Что касается других реакторов, которые Тегеран хочет построить на площадке Бушерской АЭС и других площадках с помощью России, то они также будут работать на российском топливе, – пояснил эксперт. – Это общепринятая мировая практика: когда одна страна строит в другой АЭС, то на объекте используется и топливо страны, построившей реактор. Около 60 стран имеют атомную энергетику, и только 5–7 из них способны самостоятельно производить топливо для атомных электростанций. Даже с технической точки зрения для каждого реактора нужно топливо с эксклюзивными характеристиками. Это не бензин для машины: где хочешь, там и заправляй. Иранцы, наверное, могут подогнать производимое ими топливо под стандарты Бушерской АЭС. Но это маловероятно».
При этом возможности Ирана строить атомные реакторы своими силами сегодня ограничены. Исламская Республика конструирует собственную АЭС небольшой мощности, но перспективы этих работ пока неясны, заключил Сажин.
Есть информация о том, что Иран также отказался от ранее намечавшихся компромиссных вариантов по плутониевому реактору на тяжелой воде в Араке. В мае Исламская Республика предложила некие технические решения, неприемлемые для Запада. Пресса обращает внимание и на другие сигналы со стороны Тегерана, которые могут вызвать повышенную настороженность «шестерки». Так, в мае Иран продемонстрировал новые ракеты с радиусом действия 300 км и беспилотный летательный аппарат, созданный на основе американского дрона, сбитого в декабре 2011 года.
Если переговоры завершатся безрезультатно, то они, согласно условиям соглашения, достигнутого 24 ноября в Женеве, теоретически могут быть продлены еще на шесть месяцев при обоюдном согласии сторон, которые, по всей видимости, склоняются именно к такому варианту. Уже поговаривают, что дедлайн будет перенесен на октябрь. Для этого президенту США Бараку Обаме скорее всего понадобится одобрение Конгресса, ведь решение о продлении режима смягченных санкций, принятое без ведома законодателей, означало бы для американского лидера открытый конфликт с парламентом. Впрочем, чиновники утверждают, что Конгресс вряд ли захочет оказаться виновным в срыве диалога и в итоге даст администрации добро. Хотя без борьбы добиться этого ей вряд ли удастся.