На фото Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. Фото Reuters
Одна из главных интриг выборов в Европарламент – кто станет следующим председателем Европейской комиссии, высшего исполнительного органа ЕС. Успех ультраправых партий и евроскептиков уже повлиял на шансы сторонника углубления интеграции Жан-Клода Юнкера занять этот пост. Председателю Европейского совета Херману ван Ромпею поручено до конца июня изучить наиболее подходящие кандидатуры на ключевой пост в Объединенной Европе.
После выборов в Европарламент, идея которых состояла в том, чтобы сплотить Европу, еще более очевидным стал, напротив, кризис отношений между странами ЕС. Их лидеры на первой после голосования встрече в Брюсселе не смогли договориться по кандидатуре председателя Еврокомиссии на 2014–2019 годы. «В соответствии с Лиссабонским договором мы приняли решение начать консультации между руководителями политических групп и фракций Европарламента и Европейским советом, – объявил председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. – Европейский совет поручил мне провести эти переговоры».
На выборах в Европарламент победу одержала консервативная Европейская народная партия Жан-Клода Юнкера. Она получила 213 мест в 751-местном законодательном органе, и ей предстоит сформировать парламентское большинство, вступив в коалицию с другими центристскими и правыми партиями. Именно Юнкер, в прошлом премьер Люксембурга и глава Еврогруппы, считался первым кандидатом на пост председателя Комиссии ЕС. Однако успех правых националистов и евроскептиков повлиял на позицию ряда стран ЕС в отношении его кандидатуры. Ведь Юнкер известен как сторонник более сильной интеграции. Против этого как раз и выступают националистические партии, которым отдали голоса избиратели во Франции, Великобритании, Дании и других странах.
Как выяснилось, Юнкера отказывается поддержать премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Он отметил, что при назначении нового главы Еврокомиссии «нельзя сбрасывать со счетов результаты» выборов. Британская пресса считает, что Кэмерон действует по логике евроскептиков, являясь одним из инициаторов референдума о статусе страны в ЕС. Проводя подобную повестку, он, очевидно, стремится перехватить инициативу у Партии независимости Соединенного Королевства, создавшей политический капитал на выходе из Евросоюза и большей независимости от его наднациональных структур.
Против кандидатуры Юнкера также глава правительства Венгрии Виктор Орбан. Его партия «Фидес», выступающая с евроскептических позиций, получила на выборах в Европарламент свыше 56% голосов, а второе место с 15% заняли ультранационалисты из «Йоббика». По сведениям брюссельских дипломатов, Юнкера не приемлют также в руководстве Финляндии, Швеции, Нидерландов. Весьма вероятно, что он не по нраву и президенту Франции Франсуа Олланду.
Основной соперник Юнкера – нынешний председатель Европарламента Мартин Шульц, который пользуется поддержкой социал-демократов, получивших в новом составе высшего законодательного органа ЕС 190 мест. Фракция либералов выдвинула кандидатуру экс-премьера Бельгии Ги Верхофстадта. Согласно источникам в Брюсселе, рассматриваются кандидатуры премьер-министра Дании Хелле Торнинг-Шмидт, ушедшего в отставку финского премьера Юрки Катайнена и экс-премьера Латвии Валдиса Домбровскиса.
Кроме того, как версия обсуждается возможность назначения на пост председателя Комиссии ЕС директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Тогда Юнкеру в конце года может быть предложен пост председателя Европейского совета (вместо ван Ромпея), а Шульцу – главы дипломатии ЕС (вместо Кэтрин Эштон).
Как отмечает Wall Street Journal, споры по кандидатуре председателя Еврокомиссии углубляют разногласия о том, сколько власти должен сосредоточить в своих руках Брюссель. И это подтверждает прогнозы относительно того, что новая трактовка положений Лиссабонского договора ЕС осложнит процесс выбора премьера Евросоюза.
Напомним, что Лиссабонский договор, вступивший в силу в 2009 году, содержит весьма расплывчатое положение, что при назначении руководителей в ЕС должны быть учтены результаты выборов в Европарламент. Между тем именно на этом была построена предвыборная агитация – сообщалось, что европейцы впервые смогут напрямую влиять на назначение главы Еврокомиссии. Но на практике все оказалось намного сложнее: будущий глава Комиссии ЕС должен получить поддержку минимум 15 лидеров стран ЕС, а затем 376 евродепутатов.
Первое заседание нового Европарламента состоится 1 июля. На нем будут избраны председатель и его заместители. Ранее предполагалось, что на следующей сессии, которая назначена на середину июля, будет избран глава Еврокомиссии. Теперь это утверждать не решается никто.
Другая интрига выборов – смогут ли прошедшие в Европарламент ультраправые партии стать реальной силой, влияющей на политику ЕС. Хотя они и завоевали большой процент голосов, им будет тяжело сформировать самостоятельную фракцию. Во-первых, для этого радикалам надо собрать не менее 25 мандатов и представителей как минимум семи стран ЕС. Во-вторых, создать могучую фракцию мешает им взаимная неприязнь.
Французский «Национальный фронт» (НФ) во главе с Марин Ле Пен рассчитывает на своих давних союзников – Австрийскую партию свободы, бельгийский «Фламандский интерес» и Партию свободы из Нидерландов. C поиском остальных союзников дела у него обстоят пока весьма напряженно. Партия независимости Соединенного Королевства, «Истинные финны» и «Шведские демократы» исключают братание с НФ из-за его антисемитского прошлого и скандальных выпадов его основателя Жан-Мари Ле Пена. А Датская народная партия считает НФ партией гомофобов.
Сама Ле Пен не собирается сотрудничать с германскими неонацистами из НДПГ, греческими радикалами из «Золотой зари» или венгерскими гонителями иммигрантов, евреев и цыган из «Йоббика». Последние на дух не переносят коллег-националистов из Словакии и Румынии. И эта неприязнь взаимна.
Вместе с тем наличие своей парламентской группы дает не только возможность получения регулярных и значительных субсидий – от 1 до 3 млн евро, – но и право на председательство в комиссиях и составление докладов. А это – мощный инструмент влияния на европейскую политику и законодательство. Так что есть за что бороться.