Жозе Мануэл Баррозу считает необходимым повысить энергетическую безопасность Евросоюза. Фото Reuters
Европа должна диверсифицировать источники газа, чтобы уменьшить зависимость от России, и расширить добычу своего собственного – сланцевого – газа. Таковы приоритеты новой стратегии энергетической безопасности Евросоюза, вызванной к жизни украинским кризисом (доля газа наиболее велика в структуре энергетического импорта стран Старого Света). Предложения Европейской комиссии, спровоцировавшие крайнее недовольство экологов, будут обсуждаться на саммите ЕС 26–27 июня.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, презентуя новую стратегию, заявил: «ЕС сделал многое после газового кризиса 2009 года, чтобы увеличить свою энергетическую безопасность. Однако он остается уязвимым. Трения вокруг Украины вновь обострили эту проблему. В свете того, что показатель общей внешней энергозависимости составляет более 50%, мы должны предпринять дальнейшие шаги. По вопросу энергетической безопасности Европа должна говорить и действовать едино».
Конкретнее о том, что предстоит сделать, рассказал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Прежде всего Европе необходима диверсификация поставщиков, особенно в газовой сфере. По словам Эттингера, Брюссель «хочет прочных и стабильных партнерских отношений с важными поставщиками, но не должен стать жертвой политического и коммерческого шантажа». По некоторым данным, альтернативными поставщиками Евросоюза могут стать Катар, Азербайджан и США, которые предлагают сжиженный природный газ.
Согласно цифрам, представленным Европейской комиссией, 39% газового импорта ЕС приходится на Россию, 33% – на Норвегию, 22% – на Северную Африку (Алжир, Ливия). Большая часть российских поставок идет через Украину. Латвия, Литва, Эстония и Финляндия импортируют газ на 100% из РФ. Столь высокая зависимость от российского топлива на фоне украинского кризиса может привести к шантажу Кремля, например в сфере ценовой политики, опасаются в Евросоюзе. Этот страх возрос после подписания «Газпромом» контракта на 400 млрд долл. с Китаем. Уменьшение зависимости потребует новой инфраструктуры – газопроводов и портов.
В ЕС даже задумались, удастся ли пережить предстоящую зиму без сбоев в поставках. Еврокомиссия в этой связи предложила провести стресс-тесты. В рамках этого эксперимента будут симулироваться отключения газа, чтобы проверить энергосистему на прочность. В соответствии с результатами стресс-тестов специалисты разработают планы чрезвычайного реагирования и механизмы создания топливных резервов. Речь может идти об увеличении числа газохранилищ, срочном переходе на другие виды энергии (например, при отоплении помещений), развитии возможностей реверсных поставок, закачке газа в запасные хранилища.
Второй базовый пункт – наращивание энергопроизводства внутри самой Европы. Однако если до сих пор в этом случае говорилось исключительно об источниках возобновляемой энергии, то теперь фокус переместился на «устойчивое производство ископаемого топлива». Такая формулировка может означать только одно: добычу сланцевого газа, то есть прямую дорогу к войне с «зелеными», которые полагают, что «фрекинг» (гидроразрыв пласта) спровоцирует подземные толчки, загрязнение воды и повышение метановых выбросов.
И действительно, экологи уже раскритиковали энергетическую стратегию ЕС, причем не только за сланцевый газ. Тезис о диверсификации показался им не более состоятельным. «Непостижимо, что Европейская комиссия делает приоритетом сверхненадежные поставки газа из таких стран с авторитарными режимами, как Азербайджан, сжиженного природного газа из Соединенных Штатов или же широкомасштабную добычу сланцевого газа в ЕС в рамках стратегии, которая должна повысить надежность газовых поставок в ЕС, – возмутился директор экологической организации Food & Water Europe Герт Декок. – Комиссии следовало бы не искать несуществующие «обильные» энергетические поставки, а признать, что энергия в дефиците и останется таковой в обозримом будущем и что сокращение спроса на природный газ – единственная надежная альтернатива для ЕС».
По мнению экологов, авторы 14-страничного документа отвели слишком почетную роль ископаемому топливу, а вот вопросы развития «зеленой» энергетики, перехода на источники возобновляемой энергии, сокращения энергопотребления и повышения энергоэффективности поставили недостаточно остро. Защитники окружающей среды полагают, что Евросоюзу следует стремиться к энергетической независимости, вместо того чтобы наращивать число стран, откуда поставляются ископаемые ресурсы, или менять одни страны на другие.
«Большой план Европы по энергетической независимости – это скромная попытка переставить шезлонги на «Титанике», – считает представитель организации Greenpeace Луиза Хатчинс. – Зависимость блока от грязного ископаемого топлива – в корне его энергетической проблемы, но, несмотря на это, план Комиссии имеет мало отношения к преодолению этой зависимости. По сути, из-за выбора ложных решений, таких как добыча сланцевого газа и новые гозопроводы, мы только увязнем в зависимости от ископаемого топлива на грядущие десятилетия. Это как сюрреалистическая встреча анонимных наркоманов, на которой они обмениваются телефонами новых наркодилеров вместо того, чтобы им помогли избавиться от их зависимости».