Франсуа Олланд пообещал «реформировать Францию и переориентировать Европу». Фото с официального сайта президента Франции
Лидеры стран ЕС, собравшиеся вчера в Брюсселе на неформальный ужин по случаю оглашения итогов выборов в Европарламент, обеспокоены успехами крайне правых. Учитывая результаты голосования, вопрос о назначении главы Комиссии ЕС – одной из ключевых фигур в Объединенной Европе – станет предметом непростых переговоров.
Весьма убедительная победа националистических партий во Франции, Великобритании и ряде других стран поставила перед Евросоюзом новые политические проблемы. В Европарламенте нового созыва более чем в два раза вырастет представительство политиков крайне правых и левых направлений. И это на фоне избирательной апатии, недовольства политикой жесткой экономии, массовой безработицы и иммиграционных проблем.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала печальным рост поддержки среди избирателей партий, скептически относящихся к Евросоюзу. Теперь, по словам Меркель, чей Христианско-демократический союз заручился 35% голосов в Германии, традиционные партии в Европе должны вновь завоевать доверие избирателей. «Лучший способ – заострить внимание на улучшении конкурентоспособности, на росте экономики и на создании рабочих мест, – отметила она. – Это будет лучшим ответом для разочарованных людей, которые проголосовали не так, как мы хотели бы».
Во Франции, где крайне правый «Национальный фронт» получил 25% голосов, а Социалистическая партия потерпела сокрушительное поражение, президент Франсуа Олланд в специальном телеобращении к согражданам был вынужден раскритиковать европейские институты: «Евросоюз стал непрозрачным, если не сказать непостижимым, даже для государств».
По мнению французского президента, «так продолжаться не может, ЕС должен стать простым, чтобы быть эффективным там, где от него этого ждут, и уйти оттуда, где в нем нет потребности». Олланд пообещал выступить на встрече лидеров ЕС, чтобы напомнить, что приоритет за «экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и инвестициями».
В заключение четырехминутной речи Олланд сказал, что Европа не сможет существовать без Франции, но и Франция – это Европа. «Я европеец, моя задача реформировать Францию и переориентировать Европу», – заверил он французов.
По мнению французских экспертов, слабость Олланда может оставить Меркель без сильного партнера для следующего этапа европейской интеграции. «Для нормального функционирования Европе необходим крепкий баланс между Францией и Германией, – отмечает сотрудник Французского института международных отношений Доминик Муаси. – Однако Франция движется по пути Италии или Греции в экономическом плане и Великобритании – в вопросе отношений с Европой».
Выборы в Великобритании продемонстрировали сомнение соседей Франции в долгосрочной перспективе пребывания в Евросоюзе. Партия независимости Соединенного Королевства, выступающая за незамедлительный выход из ЕС, положила на лопатки консерваторов и лейбористов. Ее победа примечательна еще и тем, что в британской истории не было случаев, чтобы партия, не имеющая представительства в парламенте, добивалась столь высокого результата – 27%. Премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что избиратели, очевидно, глубоко разочарованы в Европе и что он ясно их услышал.
Несмотря на успех евроскептиков, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу особо отметил, что большинство мест в Европарламенте остается в руках проевропейских фракций. А триумф радикалов, популистов и евроскептиков он объяснил все большей потерей доверия избирателей к политическим элитам.
Однако успех на выборах – это лишь входной билет в Европарламент. Чтобы сформировать там свою фракцию, радикалам надо собрать не менее 25 мандатов, причем в нее должны войти представители как минимум семи стран ЕС. А крайне правые, как известно, отличаются неспособностью идти на компромиссы. Британцы, например, уже заявили, что не станут объединяться в коалицию с «Национальным фронтом» Марин Ле Пен.
В любом случае радикалы не смогут повлиять на процесс избрания нового председателя Еврокомиссии. Европейская народная партия получила 213 мест из 751 – результат достаточный, чтобы требовать назначения на этот пост Жан-Клода Юнкера, в прошлом премьер-министра Люксембурга и главы Еврогруппы. И если будет избран кто-то другой, то случится это волевым решением Европейского совета, состоящего из глав государств и правительств стран ЕС.
Основной соперник Юнкера – нынешний председатель Европарламента, немецкий социал-демократ Мартин Шульц. Фракция либералов выдвинула кандидатуру экс-премьера Бельгии Ги Верхофстадта. Кроме того, рассматриваются кандидатуры премьер-министра Дании Хелле Торнинг-Шмидт, ушедшего в отставку финского премьера Юрки Катайнена и экс-премьера Латвии Валдиса Домбровскиса.
Согласно Лиссабонскому договору, Европейский совет должен руководствоваться в первую очередь результатами голосования в Европарламент. Именно на этом была построена предвыборная агитация – сообщалось, что европейцы таким образом впервые смогут напрямую влиять на назначение главы Еврокомиссии. Будут ли выполнены установки Лиссабонского договора, станет известно в середине июля.