Фото Reuters
В ЕС вчера стартовали выборы в Европейский парламент, которые завершатся 25 мая. К участию в этом масштабном событии приглашены 400 млн избирателей из 28 государств. Если судить по итогам завершающегося избирательного цикла, от выборов можно было бы ожидать убедительной явки: все-таки эти выборы – первые после глубокого экономического кризиса, который Европа не без труда, но пережила; народные представители в Европарламенте за минувшие пять лет отвоевали себе беспрецедентные полномочия; «внешняя угроза» в лице России в контексте кризиса в Украине сплотила европейские элиты крепче, чем любые переговоры и обсуждения.
На деле, однако, может оказаться совсем не так. Дело в том, что европейские выборы по-прежнему рассматриваются избирателями как политическое событие второго порядка по сравнению с национальными выборами любого уровня. Избиратели, согласно опросам общественного мнения, до сих пор плохо ориентируются в именах политических лидеров, программах и даже партиях. Но еще более важно то, что подлинно европейская повестка дня так и не возобладала в публичном пространстве, и выбор избирателей будет определяться внутриполитическими, национальными проблемами, которые различаются в разных европейских государствах и имеют неравномерную степень остроты и актуальности.
Несколько слов о прогнозах. Вначале о «страшном». Социологи утверждают, что Европа радикализируется, и главным тому подтверждением станет триумф праворадикальных и антиевропейских партий, который пророчат социологи. Для таких партий – а к ним относятся французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен, голландская Партия свободы Герта Вилдерса, Британская партия независимости, итальянская «Лига Севера», Словенская национальная партия, австрийская Партия свободы – европейские выборы стали своего рода альтернативным политическим пространством. Показательно, что за исключением «Национального фронта» эти партии остаются маргиналами национальной политики. А их избиратели, опасающиеся допускать радикалов к управлению своими странами, похоже, не против поэкспериментировать на уровне единой Европы. Портал Pollwatch, созданный специально для мониторинга настроений избирателей на евровыборах, прогнозирует во Франции победу «Национального фронта» (23%), в Великобритании – Британской независимой партии (30%), в Голландии и Италии радикалы из Партии свободы и «Движения 5 звезд» займут 2-е место с 13,9% голосов и 24,1% соответственно. В совокупности радикалы могут занять 135 мест в 751-местном парламенте, более чем вдвое увеличив свое представительство.
Что касается повестки дня праворадикалов, то антиевропейскость в их программах весьма условна. К примеру, Словенская национальная партия выступает за укрепление власти Европарламента и сокращение влияния Еврокомиссии (лозунг в высшей степени парадоксальный, учитывая, что партия, которая победит на выборах, предложит своего лидера во главу Еврокомиссии). «Национальный фронт» на первый план выносит вопросы реформы Шенгенского соглашения и открытости границ, игнорируя тот факт, что национальные правительства сами устанавливают иммигрантские квоты и демонстрируют социальные щедроты в отношении приезжих, а миграция нелегалов происходит из слабости охраны общеевропейских границ, которые было бы неплохо усилить. Британская партия независимости в лучших традициях популизма обвиняет ЕС во всех смертных грехах – от угрозы отключения электричества как результата чрезмерной урбанизации, вызванной иммиграцией, до медицинского туризма, на котором Соединенное Королевство якобы теряет 2 млрд фунтов стерлингов в год, и предоставления избирательного права заключенным, к введению которого Лондон принуждает Европейский суд по правам человека – орган, созданный в рамках совершенно другой организации – Совета Европы и не имеющий к ЕС никакого отношения.
Программы радикальных партий схожи в одном – они умело играют на страхах и стереотипах избирателей, но старательно обходят проблемные вопросы европейского развития вроде методов стимулирования экономического роста, обсуждения единой налоговой политики, гармонизации иммиграционных стратегий, предлагая простые решения – подорвать ЕС изнутри или покинуть Союз.
Однако не правые радикалы будут определять лицо Европейского парламента и европейской политики в ближайшие пять лет. Основная битва развернется между социал-демократами и правоцентристами, которые сейчас идут вровень. Главная интрига заключается в том, что в 2014 году ЕС переходит на новый порядок избрания главы Еврокомиссии – органа, который инициирует большинство европейских законопроектов и де-факто выполняет функции исполнительной власти. Европейский совет (глав государств и правительств) должен, учитывая результаты евровыборов, предложить кандидатов на должность председателя Еврокомисии на утверждение Европарламенту. Ангела Меркель уже заявила (при молчании французского президента-социалиста), что прямой зависимости между результатами выборов и кандидатурой следующего главы Еврокомиссии нет, однако, вспоминая блокаду создания Европейской внешнеполитической службы из-за финансовых разногласий, можно не сомневаться, что и в этот раз Европейский парламент не сдастся без боя. А это означает, что во главе ЕС вполне может оказаться злейший политический противник канцлерин – нынешний председатель Европарламента социалист Мартин Шульц. Так что выборы в Европарламент – далеко не безобидная политически вещь, как может показаться, а репетиция больших и малых изменений национальных ландшафтов стран ЕС.