Датское коммерческое судно Ark Futura участвует в вывозе химического оружия из Сирии. Фото Reuters
Россия обещает блокировать проект резолюции, который сегодня может быть вынесен на голосование в Совете Безопасности ООН и предусматривает передачу материалов о преступлениях, совершенных в Сирии, в Международный уголовный суд (МУС). Правом вето собирается воспользоваться и Китай.
Позицию Москвы озвучил замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов: «Проект, который внесен в СБ ООН, для нас неприемлем. В случае его постановки на голосование, мы его заветируем». По его словам, документ заведомо политизирован. «Основная затея состоит в том, чтобы добиться решения СБ по главе 7 Устава ООН в качестве основы для последующего силового воздействия на Дамаск», – добавил дипломат.
Формально проект резолюции подготовлен Францией, которая представила Совбезу фотографии, полученные от перебежчика и подтверждающие массовые убийства сирийскими властями задержанных ими лиц. Также принимаются во внимание данные независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирии при Совете ООН по правам человека, которая составила секретный список подозреваемых в ряде преступлений.
Документ поддерживают заместитель генерального секретаря по гуманитарным вопросам Валери Амос, верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй, более 100 НКО по всему миру и в общей сложности 58 стран во главе со Швейцарией. Директор программы Human Rights Watch в области международного правосудия Ричард Дикер считает, что это фактор давления на Москву и Пекин. Инициативная группа призывает остальные страны присоединиться к ней и убедить СБ дать ход расследованию нарушениям международного гуманитарного права, к которым причастны не только «сирийские власти и проправительственные отряды», но и «негосударственные вооруженные группировки». «Текст не политизирован, – заявил член французской миссии при ООН. – Он не направлен исключительно против режима или оппозиции, он сбалансирован».
Решение СБ ООН необходимо, поскольку Сирия не является страной – участницей Римского статута МУС. Напомним, Россия и Китай уже ветировали по крайней мере три резолюции, по которым голосовал СБ, так как они были направлены против Дамаска и грозили ему санкциями. В последний раз к праву не пропускать документ Москва прибегла 8 января, когда блокировала заявление с осуждением авиационной бомбардировки города Алеппо и использования ракет и так называемых бочковых бомб, которые представляют собой емкости со взрывчаткой, металлическими предметами и причиняют большие разрушения.
Попытка переадресовать сирийский кризис МУС уже предпринималась 14 января 2013 года. Тогда коллективное обращение в СБ ООН направила Швейцария от имени 56 государств. «Считаем эту инициативу несвоевременной и контрпродуктивной для решения приоритетной задачи на настоящий момент – немедленного прекращения кровопролития в Сирии. Убеждены, что спекуляции на тему международного уголовного преследования и поиска виноватых будут лишь способствовать закреплению противоборствующих сторон на непримиримых позициях и осложнят поиск путей политико-дипломатического урегулирования сирийского конфликта», – отреагировал МИД РФ. С тех пор позиция Москвы не изменилась.
Что касается передачи материалов о крупных мировых конфликтах в МУС, то это было сделано в 2005 году в связи с дарфурским кризисом (Судан) и в 2011-м в начале ливийской войны. В результате МУС выдал ордер на арест действующего президента Судана Омара аль-Башира. Однако он до сих пор остается на свободе и даже свободно посещает многие африканские страны. Поэтому речь идет не столько о том, что Башар Асад может оказаться в тюремной камере в Гааге, сколько о символической в моральном значении возможного процесса против него.
Озабоченность международного сообщества в последние недели назревает в связи с ширящимися слухами о том, что сирийская армия активно применяет хлор в боевых действиях. По данным министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, режим использовал химоружие 14 раз с конца 2013 года. По сути, Великобритания, Франция и США предпринимают попытки обвинить Сирию в том, что она не задекларировала хлор в качестве части своих химических запасов, которые должна была вывезти до 27 апреля. Дедлайн оказался пропущен, на тот момент в стране оставалось еще 7,5% 1,3-тонного арсенала.
И вот теперь Пентагон обращает внимание на то, что наконец после длительной задержки, связанной с военной ситуацией, Дамаск начинает избавляться от последней партии химических веществ. Об этом сообщил представитель Минобороны контр-адмирал Джон Кирби. «Мы рассчитываем, что все эти вещества будут доставлены на борт американского корабля Cape Ray для его последующего уничтожения», – добавил он. Уничтожение химических арсеналов планируется завершить до 30 июня.
Ранее во вторник совместная миссия ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) уточнила, что Сирия полностью уничтожила все запасы изопропанола – прекурсора для получения зарина. «Теперь 7,2% материалов для создания химического оружия остается в Сирии и ожидает быстрого вывоза для дальнейшего уничтожения. Совместная миссия призывает сирийские власти как можно скорее выполнить эту задачу», – говорится в заявлении ООН и ОЗХО.