Здание Всеобщего национального конгресса в Триполи подверглось атаке со стороны антиисламистских формирований. Фото Reuters
Участники антиправительственного восстания в Ливии, самого масштабного после событий арабской весны, взяли штурмом и блокировали работу парламента. Несколько отколовшихся от ливийской армии формирований Сухопутных войск и ВВС возглавляет отставной генерал Халифа Хафтар, поддержанный целым рядом вооруженных группировок. Он утверждает, что не стремится к власти, а борется с исламизмом и терроризмом.
Здание Всеобщего национального конгресса (ВНК) в Триполи в воскресенье атаковали боевики с зенитными установками, ручными противотанковыми гранатометами и легким стрелковым оружием. Были перекрыты близлежащие улицы, разгромлены офисы и мебель. Депутаты в панике бежали, произошло возгорание. По данным агентств, 20 человек похищены, двое погибли, 55 ранены.
После этого на ливийском телеканале «Аль-Ахрар» командир военной полиции генерал Мохтар Фарнана зачитал заявление от имени Хафтара, призвав к приостановке работы «нелегитимного» законодательного органа и его замене недавно избранным 60-членным учредительным собранием, которое уполномочено составить новую Конституцию. По словам Фарнаны, происходящее не государственный переворот, а выбор народа: «Мы объявляем всему миру, что наша страна не может быть питательной средой или инкубатором для терроризма».
Впрочем, спикер ВНК Нури Абусахмэйни заверил, что ситуация находится под контролем и парламентарии соберутся на заседание уже сегодня. Власти говорят, что правительство также работает в обычном режиме. Вместе с тем США привели в режим готовности своих морпехов на Сицилии, Тунис подвел к границе с Ливией 5 тыс. солдат, Алжир эвакуировал посла из Триполи.
Александр Ткаченко, руководитель Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН, считает, что вопрос о новой Конституции является одним из ключевых для современной Ливии. При Муаммаре Каддафи страна жила без Конституции, которая была подменена так называемой Зеленой книгой. Существует острая необходимость в том, чтобы Основной закон был подготовлен, поставлен на референдум и, наконец, внес ясность относительно прав каждой из трех исторических провинций – Триполитании, Киренаики и Феццана. Дело в том, что основные нефтяные ресурсы находятся в восточной провинции Киренаике, откуда родом генерал Хафтар и где возникло антикаддафистское движение. Именно Киренаика первой ослабила сверхцентрализованную власть и провозгласила автономию, так как там посчитали себя основными победителями в борьбе против диктатуры Каддафи, имеющими право претендовать на перераспределение поступлений от нефти в пользу региона, где ее добывают.
Напомним, в пятницу Хафтар начал трехдневный бой с исламистскими отрядами в городе Бенгази на востоке страны. В операции «Достоинство» применялись реактивные самолеты, и правительство Ливии было вынуждено объявить над Бенгази бесполетную зону. Тогда погибли 70 человек. В воскресенье мишенью людей Хафтара также стали депутаты и чиновники исламистских взглядов. «Парламент поддерживает экстремистские исламистские формирования, – сказал «Аль-Ахрар» представитель Хафтара Мохамед аль-Хеджази. – Целью был арест этих исламистских тел, укрывшихся под мантией политики».
«В последний период Хафтар стал одной из ведущих фигур в погонах на политической арене Ливии, – пояснил Ткаченко в беседе с «НГ». – Он называет себя главнокомандующим ливийской армии и претендует на пост первого лица в военной иерархии, что свидетельствует о его реальном весе в военно-политических кругах. Генерал считается твердым противником безудержной исламизации Ливии. Известно, что в антикаддафистских протестных движениях группировки исламистского толка – как умеренные, так и радикальные, экстремистские и даже связанные с «Аль-Каидой» – играли значительную роль. Так что происходящее выглядит как конфликт между сторонниками исламистского и светского течений, хотя не нужно забывать, что конфигурация политического спектра в стране гораздо сложнее и динамично меняется».
Речь идет об объединении нескольких отрядов против исламистских групп. Конфликт отражает раскол в ливийском парламенте, разделенном между исламистскими и неисламистскими фракциями. При этом исламисты доминируют, ими поддержан новый премьер-министр Ахмед Майтыг, который, правда, пока не сформировал правительство. По некоторым данным, восставшие как раз и пытались помешать созданию кабинета, так как узнали, что в воскресенье законодатели получили список номинантов.
Интересно, что Хафтар, отрекшийся от Каддафи в 1980-е годы и бежавший в США, в 2011 году пытался возглавить восстание против полковника. Сейчас генерал явно вдохновлен египетскими событиями, где военные в июле свергли президента-исламиста, и примиряет на себя образ «спасителя нации». «Авторитарные и диктаторские режимы оставляют после своего, заметим, неизбежного крушения политический вакуум, – отметил Ткаченко. – Именно поэтому страну так лихорадит. При этом приход к власти военных или сильного политического лидера, имеющего авторитет в армии, еще совсем не означает конец эпохи дестабилизации, бесконечного вооруженного противостояния и хаоса. Более того, проблемы могут только обостриться».