Сьюзан Райс заказала Агентству национальной безопасности США шпионаж за членами Совбеза ООН. Фото Reuters
Во вторник в продажу в США и Великобритании вышла книга известного британского журналиста Гленна Гринвальда о бывшем сотруднике американских спецслужб Эдварде Сноудене. Издание воспроизводит десятки секретных документов, некоторые из них публикуются впервые. Особое внимание автор уделяет ненасытности и всеядности Агентства национальной безопасности (АНБ), которое ведет шпионаж не только в контртеррористических целях, но и для получения США дипломатических и экономических преимуществ. Критики сочли книгу предвзятой.
Сноуден устроился в компанию-подрядчик АНБ специально, чтобы получить доступ к секретным документам, и однажды даже пошутил, что по нему плачет нижняя койка в тюрьме «Гуантанамо». Такие данные содержатся в новой книге о прославившемся разоблачениями экс-сотруднике спецслужб США. В феврале в продажу поступил труд «Файлы Эдварда Сноудена: история самого разыскиваемого человека в мире изнутри» за авторством Люка Хардинга – политического обозревателя лондонской Guardian, где до недавних пор был колумнистом и сам Гринвальд. Если Хардинг делает основной акцент на биографии Сноудена – как простой американец, помешанный на компьютерах, превратился в автора самой крупной утечки секретных материалов, то в книге Гринвальда «Спрятаться негде: Эдвард Сноуден, АНБ и американское полицейское государство» центральным героем становится слежка, играющая важную роль во внутренней и внешней политике США.
Один из эпизодов книги, на котором заостряет внимание New York Times, проливает свет на методы работы Вашингтона в Совете Безопасности ООН. В мае 2010 года, когда Совбез обсуждал четвертую резолюцию, предусматривающую санкции против Ирана, представлявшая тогда США в ООН Сьюзан Райс (сейчас она помощник Барака Обамы по национальной безопасности) попросила АНБ пошпионить за дипломатами восьми стран – членов СБ, включая Боснию, Габон, Нигерию и Уганду, слежка за миссиями которых ранее не велась. Другими объектами прослушки стали Франция, Бразилия, Япония и Мексика. Согласно документам, предоставленным Сноуденом, Райс затем благодарила АНБ, которое помогло ей узнать, говорили ли постоянные члены СБ (РФ, КНР, Великобритания и Франция) правду. А также укрепило переговорные позиции США и предоставило информацию о «красных линиях», которые провели для себя разные страны.
Также Гринвальд приводит документ с перечнем стран, дипмиссии которых подвергались прослушке АНБ. В их числе немало союзников США – Бразилия, Болгария, Колумбия, ЕС, Франция, Грузия, Греция, Индия, Италия, Япония, Мексика, Словакия, ЮАР, Южная Корея, Тайвань, Венесуэла, Вьетнам. Суд по надзору за деятельностью иностранных разведок дает разрешение на слежку за дипмиссиями других государств в США, действительное в течение года, однако в марте Spiegel обнародовал скандальный документ, в котором речь идет о шпионаже за «Германией как таковой», а это не разрешено федеральным законом.
Как пишет Washington Post, Гринвальд приводит достаточно документов, доказывающих, что базовый принцип деятельности АНБ формулируется фразой «Почему мы не можем все время собирать все сигналы?». Это слова, приписываемые предыдущему директору агентства генералу Киту Александеру. Приводимый автором документ о встрече представителей спецслужб из стран «Пяти глаз» (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия) в 2011 году так описывает кредо АНБ: «Все собрать, все обработать, все использовать, все сопоставить, все разнюхать и все знать». Однако автор доказывает, что агентство собирает гораздо больше данных, чем может не только проанализировать, но и просто хранить на серверах.
За один месяц в 2013 году были собраны данные о более чем 97 млрд электронных сообщений и 124 млрд телефонных звонков по всему миру. В 2012 году улавливалось свыше 20 млрд телекоммуникаций в день, а за один месяц в 2011 году был накоплен 71 млн звонков и сообщений из одной только Польши. Сотрудничая с частными телекоммуникационными компаниями и интернет-провайдерами, АНБ проникало в маршрутизаторы, серверы и другое сетевое оборудование, направляемое за рубеж, устанавливало там жучки, служащие «черным ходом» в чужой компьютер, а затем переупаковывало эти отправления, ранее опечатанные на фабрике, и отсылало их получателям. С помощью программы X-KEYSCORE АНБ в реальном времени следило за каждым клавишным ударом пользователя, его сообщениями, активностью в соцсетях и веб-навигацией. За один месяц в 2012 году программа сделала 41 млрд записей.
Уже появились первые отзывы на книгу Гринвальда, и далеко не все они положительные. Профессор юриспруденции в Университете Джорджтауна Дэвид Коул обращает внимание на то, что Гринвальд сильно преувеличивает, считая АНБ частью масштабной стратегии элит по контролю над массами, которая позволяет преодолеть этические, правовые и политические преграды, используя слово «терроризм» в качестве пугала. «Силу аргументации Гринвальда иногда подрывают его гиперболический стиль и воинственно радикальный взгляд на вещи. Такое преувеличение ослабляет убедительность слов Гринвальда, которые ненадежны, поскольку многое из того, что он говорит, крайне оценочно», – полагает Коул, упрекая автора в видении проблемы в черно-белом цвете и в неоправданном раскрытии документов, которое несет урон национальной безопасности без пользы для публичной дискуссии.
Похожая оценка появилась в британском журнале Economist: «Гринвальд в меньшей степени журналист, чем активист. Он писатель, занимающий определенные общественно-политические позиции, и гордится этим как почетным знаком. В результате книга получилась удивительно однобокой: Сноуден – героический информатор общества; Гринвальд благочестиво сражается на стороне ангелов. Гринвальд не позволяет читателям сделать собственные выводы об АНБ и поведении Сноудена, предпочитая навязывать свои тенденциозные взгляды». Критики, видимо, не простили автору множества уколов в адрес «СМИ истеблишмента», которые консультируются с правительством перед разглашением секретной информации и отстаивают интересы властей, вместо того чтобы заниматься реальными разоблачениями.
Гринвальд на страницах Guardian в поддержку своего мнения пишет о том, что Вашингтон всегда использовал слежку и другие репрессивные методы не только против преступников и террористов, но и против любых антиправительственных активистов – правозащитников, пацифистов, экологов, да и просто тех, кто выражает «радикальные» идеи или оказывает «радикализующее» влияние на окружение.