За голоса иракцев соревнуются более 9 тысяч кандидатов. Фото Reuters
Сегодня в Ираке впервые после вывода американских войск проходят парламентские выборы. 9032 кандидата из 142 партий и 41 блока соревнуются за 328 депутатских мест в Совете представителей. Победу прочат единственному крупному блоку «Государство закона» Нури аль-Малики, включающему 12 партий, а ему самому – третий подряд четырехлетний срок на посту премьера. Иракцы голосуют на фоне самого высокого с 2008 года уровня насилия и межконфессиональной вражды.
Граждане отправятся к урнам в среду, а в понедельник это уже сделал личный состав иракских сил безопасности, то есть свыше миллиона человека. Так было решено поступить, чтобы 30 апреля полиция и армия смогли защитить мирных жителей от экстремистов. Досрочное голосование было предусмотрено и для заключенных, а также пациентов и работников больниц. При этом боевики пытаются сорвать выборы, запугав иракцев и заставив их отказаться от мысли прийти на избирательные участки. В понедельник погибли не менее 46 человек, во вторник – 11.
Самый крупный теракт произошел в курдском городе Ханакин близ границы с Ираном (провинция Дияла). Смертник вошел в толпу людей, исполнявших традиционный танец, и подорвался, убив 25 и ранив 35 человек. Ликование курдов было связано с первым за долгое время появлением на телевидении перенесшего инсульт и находящегося на лечении в Берлине президента Ирака Джаляля Талабани, этнического курда. 80-летний Талабани был показан в инвалидной коляске, со слабой улыбкой поднимающим указательный палец в специальных фиолетовых чернилах.
В прошлом году в Ираке погибли 8868 человек – рекорд за пять лет. Кровопролитие, усиленное конфликтом в Сирии и захватом провинции Анбар «Исламским государством Ирака и Леванта», диктует характер гонки. Аль-Малики презентует себя как сильного лидера и на одном из плакатов использует слоган «Вместе мы побеждаем терроризм». «Государство закона» обещает защищать шиитов от суннитских радикалов, предвыборное послание партии адресовано исключительно шиитам. Аль-Малики в ходе агитационного турне посетил все основные шиитские города Ирака.
Более того, аль-Малики отказался от концепции правительства «национального партнерства». На предыдущих выборах в марте 2010 года победил суннитско-шиитский блок «Аль-Иракия» под руководством Айяда Алауи, от которого «Государство закона» отстало всего на два голоса, и аль-Малики тогда удалось возглавить коалиционный кабинет, вобравший в себя широкий спектр политических сил страны. Теперь аль-Малики настроен только на правительство большинства, и оппоненты наперебой обвиняют его в диктатуре и монополизации власти.
Впрочем, это не означает, что «Государство закона» отказывается от союзников. Ими станут, во-первых, небольшие политические группы, поддерживающие аль-Малики, но выступающие отдельно, так как они затерялись бы в его огромном блоке. Во-вторых, соратник-соперник аль-Малики Али аль-Адиб, который руководит кампанией «Государства закона» в провинции Кербела, но имеет и свой, отдельный список. Можно прогнозировать привлечение в коалицию аль-Малики и ряда суннитских политиков, например, вице-премьера Салеха аль-Мутлака или бизнесмена Фадхила аль-Дабаса.
Естественными противниками аль-Малики тоже являются не только сунниты. Наоборот, это прежде всего шиитское движение «Аль-Муватин» под руководством влиятельного главы Высшего исламского иракского совета Аммара аль-Хакима и последователи скандального шиитского клирика Муктады ас-Садра, причем садристы выступают сразу с тремя избирательными списками. Восходит на политическом небосклоне Ирака молодая проиранская группировка шиитских исламистов «Асаиб Ахль аль-Хак» («Лига праведников»), направляющая бойцов на сирийскую войну.
Сунниты также разрозненны, блок «Аль-Иракия» аль-Мутлака утратил безусловное доминирование в этом электоральном секторе. Главные соперники «Аль-Иракии» – блок «Мутахидун» спикера иракского парламента Осама ан-Наджейфи и просуннитский блок «Аль-Ватания» экс-премьера шиита Алауи, отколовшегося от «Аль-Иракии». По сути, только «Государству закона» удалось избежать фрагментации в отличие от «Аль-Иракии» и занявшего третье место в 2010 году Иракского национального альянса, который объединял аль-Хакима и ас-Садра.
Таким образом, даже не принимая в расчет пресловутого административного ресурса, шансы на победу аль-Малики наиболее высоки именно потому, что «Государство закона» осталось единственным крупным блоком.