Фото Reuters
Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими решил покинуть свой пост, однако пока не может сделать этого из-за отсутствия преемника. Такие данные приводит ливанское телевидение «Аль-Манар». Судя по всему, позиция Брахими обусловлена обвинениями в его небеспристрастности со стороны Дамаска, глубоким кризисом дипломатического процесса в Женеве и неисполнением участниками конфликта «гуманитарной» резолюции Совета Безопасности ООН.
Главы пяти органов ООН в среду в Женеве заявили о провале дипломатических усилий в рамках резолюции 2139 Совета Безопасности от 22 февраля, призывающей предоставить гражданскому населению доступ к гуманитарной помощи. Положение 3,5 млн мирных жителей в районах тяжелых боевых действий, например Алеппо, Хомсе или пригороде Дамаска Ярмуке, только ухудшается. Резолюцию нарушают обе стороны конфликта, а ведь документ предполагает принятие «дальнейших шагов» в отношении тех, кто отказывается его исполнять.
Сложившуюся ситуацию обсудит СБ ООН в конце апреля после доклада заместителя генерального секретаря по гуманитарным вопросам Валери Амос. Кроме нее заявление о провале действий, предусмотренных резолюцией, подписали верховный комиссар по делам беженцев Антониу Гутерриш, исполнительный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Энтони Лейк, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Эртарин Казин и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чань.
В тот же день Совбезу был передан второй доклад генерального секретаря Пан Ги Муна по резолюции 2139. В нем звучит критика в адрес как сирийских властей, так и повстанцев. «Ситуация с безопасностью ухудшается, и доступ к гуманитарной помощи для тех, кто больше всего в ней нуждается, не становится легче», – сказано в документе.
Гуманитарный кризис напрямую связан с кризисом дипломатии. Дамаск открыто обвиняет Лахдара Брахими в срыве Женевы-2, которая состояла всего из двух раундов. Так, Министерство иностранных дел Сирии через агентство САНА распространило следующее заявление: «Именно Объединенные нации и их представитель Лахдар Брахими несут ответственность за торможение женевских переговоров. Брахими оказался пристрастным и нечестным посредником». В среду постпред САР в ООН Башар Джаафари, отметив, что именно Брахими назовет дату Женевы-3, так оценил работу спецпредставителя: «Как посредник он превысил свой мандат. Он должен быть посредником, а посредник не занимает позицию одной из сторон, подобно ему. Он сделал много ошибок, но мы готовы сотрудничать с ним, когда он вернется к нам с ответом (по поводу даты нового раунда переговоров. – «НГ»)».
Отсутствие прогресса по какому-либо из направлений, видимо, и привело к тому, что Брахими решил покинуть свой пост. Пока информация не подтверждена официально, новость сообщает ливанское телевидение «Аль-Манар» со ссылкой на европейские источники. По этим данным, Брахими, отчаявшись найти выход из сирийского кризиса, проинформировал о своем решении Пан Ги Муна, подчеркнув, что впервые ни одно государство и ни одна из сторон не пытались разубедить его.
В связи с этим встает вопрос о преемнике Брахими. Источникам известно, что он должен быть из Магриба. Предпринималась попытка привлечь бывшего министра иностранных дел Туниса Камаля Марджана, но последовал отказ. Марокко также не хочет видеть на этой должности своего дипломата. «Аль-Манар» отмечает, что именно ввиду отсутствия преемника Брахими пока не называет дату отставки. По информации тех же источников, Женева-3 не сможет состояться до завершения украинского кризиса, и даже более общий вопрос о том, стоит ли проводить ее или нет, будет обсуждаться лишь после президентских выборов в Сирии, намеченных на 3 июля. Все это говорит о том, что дипломатический процесс в Женеве возобновится не раньше осени.
Тем не менее глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что формат Женевы-2 не исчерпал себя. «Россия убеждена, что искусственное затягивание созыва третьего раунда Женевы-2 является контрпродуктивным, – сказал он по итогам переговоров с ливанским коллегой Джебраном Бассилем. – Мы считаем, что нужно как можно скорее этот раунд организовать. В ответ на скептические утверждения о том, что это все бессмысленно и бесполезно, мы говорим, что пока мы не исчерпаем тот формат, который был создан и называется Женева-2, мы не имеем права опускать руки».
Тем временем появились два первых кандидата на пост главы САР. Ими стали независимый депутат Махер Абдель-Хафез Хаджар и получивший образование в США бизнесмен Хасан Абдалла ан-Нури. Оба являются представителями так называемой внутренней оппозиции, лояльной президенту Башару Асаду. Ан-Нури в 2000 - 2002 году входил в состав сирийского правительства в качестве министра по административному развитию и по делам Народного совета (парламента). Хаджар с 2003 по 2013 год являлся членом партии «Народная воля», которую возглавляет Кадри Джамиль. Государственное телевидение сообщило, что Хаджар «принимал участие в мирном народном движении в начале кризиса», то есть в демонстрациях, проходивших в марте 2011 года. Чтобы эти и будущие кандидаты были утверждены, они должны заручиться поддержкой по меньшей мере 35 из 250 членов Народного совета. Регистрация продлится до 1 мая.