Журналист Николя Энен (слева) после сирийского плена был счастлив обнять старшую дочь. Фото Reuters
В понедельник стартует регистрация кандидатов на президентских выборах в Сирии. Сегодня же будет объявлена и дата народного волеизъявления, которое скорее всего состоится в мае или июне. Пока никто не выразил желания бросить вызов действующему главе государства Башару Асаду. Подготовка к выборам начинается на фоне ожесточенных боев в Хомсе и финальных этапов вывоза и уничтожения химического оружия.
Второй президентский мандат Асада истекает 17 июля, и почти наверняка сирийский лидер пойдет на третий срок. После смерти своего отца Хафеза Асада он получил единогласную поддержку Народного совета (парламента) в 2000 году и переизбран в 2007-м 97,6% голосов. Сейчас говорят о цифре примерно в 80%. Благодаря новой Конституции, вступившей в силу 27 февраля 2012 года и утверждающей принцип политического плюрализма, в выборах смогут принять участие несколько кандидатов. Впервые проводится голосование демократического типа, ведь раньше президент обязательно должен был принадлежать к правящей Партии арабского социалистического возрождения («Баас»), его кандидатура выдвигалась Народным советом и утверждалась на общенациональном референдуме, в ходе которого необходимо было набрать больше 50% голосов. Президентские полномочия отныне ограничены двумя семилетними сроками.
Конкурентов у Асада пока нет. Наиболее видные представители оппозиции не могут баллотироваться, так как долгое время провели в изгнании, а согласно закону о всеобщих выборах (президентских, парламентских и местных, а также референдумов), одобренному депутатами в марте, кандидат на высший государственный пост должен проживать в стране не менее 10 лет подряд, да к тому же еще заручиться поддержкой 35 депутатов. Оба родителя выдвиженца обязаны быть сирийцами. Есть ограничения и для электората: для участия в выборах нужно получить от властей специальное новое удостоверение личности, и тем, кто бежал из страны по нелегальным каналам, документа не видать. Кроме того, избиратели в районах, захваченных повстанцами (более 6 млн человек), с трудом смогут добраться туда, где их зарегистрируют. Еще 3 млн человек, бежавших из страны, едва ли попадут в сирийские дипведомства за рубежом.
Именно поэтому выборы называют пародией на демократию. Вместе с тем главный политический обозреватель британской Daily Telegraph Питер Оборн пишет в своем свежем материале, основанном на поездке в Сирию: «Я бы сказал, что не только сохраняется поддержка режима, но и что президент Асад отлично мог бы победить на всеобщих выборах, даже если бы они проводились свободно и честно». Журналист обнаружил, что даже те, кто не поддерживает «Баас», готовы голосовать за Асада. Прогрессивные граждане разных конфессий по-прежнему жаждут более радикальных реформ политической системы, но они говорят об интервенции иностранных джихадистов, изгнание которых и восстановление суверенитета САР, подорванного Саудовской Аравией, Катаром, Турцией и западными странами, является первостепенной задачей.
Несмотря на военное время, митинги в поддержку Асада уже проходили в Дамаске и даже в Хомсе. В последние дни там идут ожесточенные бои, и обе стороны заявляют о больших потерях. Антиправительственные активисты сообщили New York Times о почти непрерывных бомбардировках удерживаемых боевиками кварталов старого города и пригорода Ваер. Повстанцы рассказывают об использовании шрапнели, минометов, тяжелой артиллерии и так называемых бочковых бомб, сбрасываемых с вертолетов. Ситуация в Хомсе вызвала широкую международную реакцию. Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими назвал Хомс «ареной смерти и разрушения» и выразил озабоченность тем, что Совет Безопасности ООН рискует стать «простым наблюдателем» трагедии. Официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки в связи с этим отметила, что Дамаск не выполняет февральскую резолюцию 2139 СБ ООН, призывающую предоставить мирному населению доступ к гуманитарной помощи и запрещающую применение бочковых бомб.
Международное сообщество также внимательно следит за процессом вывоза с территории Сирии химического оружия. По словам Сигрид Кааг, специального координатора совместной Миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Сирии, уже вывезено или уничтожено около 80% складов (месяц назад говорилось о 53,6%, а меньше недели назад – о 72,3%). Если так пойдет и дальше, то дедлайн 27 апреля не будет сорван, добавила она. К этому времени все сирийское химоружие должно быть доставлено в Латакию, где его грузят на европейские корабли и уничтожают в море. Полная ликвидация программы производства и хранения смертоносных веществ должна завершиться к 30 июня.
Между тем четыре французских журналиста, которые находились в плену у «Исламского государства Ирака и Леванта» (наиболее радикальной джихадистской группировки, действующей в Сирии) в течение 10 месяцев, в ночь на субботу были найдены турецкими солдатами на сирийско-турецкой границе и в воскресенье вернулись на родину. Фотокорреспонденты Эдуар Элия и Пьер Торрес и репортеры Дидье Франсуа и Николя Энен, приземлившись в военном аэропорту «Виллакубле» под Парижем, увидели не только близких, но и президента Франсуа Олланда, и министра иностранных дел Лорана Фабиуса. «Самое трудное – оторванность от семьи, – признался журналист издания Point Николя Энен, прижавший к груди обеих дочерей. – Вот почему я тем более ценю этот момент. Нет ничего прекраснее для отца, чем обнять своих детей». Олланд отметил, что Франция не платила выкупа за журналистов и освободила их посредством переговоров. Бывшие заложники направлены в знаменитый столичный военный госпиталь Валь-де-Грас.